Бог сет и анубис. Тату Анубис: древнеегипетский бог смерти как герой современной татуировки. Истоки почитания Анубиса и других «собачьих» богов

Бог сет и анубис. Тату Анубис: древнеегипетский бог смерти как герой современной татуировки. Истоки почитания Анубиса и других «собачьих» богов

Древнеегипетский бог Анубис

Анубис (по-египетски Инпу) –бог Древнего Египта, который изображался с головой шакала и человеческим телом, проводник в загробный мир. В период Старого Царства появлялся людям в образе бога Дуата. В древнеегипетской мифологии является сыном богини Нефтиды. Супругой Анубиса считалась богиня Инут.

Наиболее широко Анубис почитался в столице 17 египетского нома – городе Кинополь. В цикле Осириса описывается, как он помогал Изиде искать части Осириса, разбросанные по земле.

В период анимистических представлений Анубис представлял собой черную собаку. Начиная с определенного периода развития египетской религии в Древнем Египте, Анубис стал изображаться как человек с собачьей головой, при этом все функции бога сохранились. Город Кинополь всегда был центром поклонения Анубису . Египтологи утверждают, в ранний период культ Анубиса распространялся с неимоверной быстротой. В Древнем Царстве бог Анубис был хозяином загробного мира и звался Хентиаментиу . Кроме того, до появления в Египте культа Осириса он был главным богом всего Запада. Согласно некоторым книгам Хентиаментиу было названием местоположения некоторого храма, в котором поклонялись данному богу.

По одному из переводов данный эпитет являлся «Самый первый западный житель». После расцвета культа Осириса, как верховного бога, эпитет царя Дуата и определенные функции Анубиса переходят к самому Осирису (в период Старого Царства он был олицетворением умершего фараона). Сам Анубис стал проводником мертвых по области Дуата (Аменти), сквозь которую душа должна была пройти на суд Осириса.

В одном из разделов египетской Книги Мертвых, который приводится на Папирусе Ани, подробно описываются представления египтян о загробном царстве. Этот раздел, написан приблизительно во времена XVIII династии. Одна из глав приводит описание Великого Суда Осириса, на котором бог Анубис клал на Веса Истины сердце умершего. В левую чашу клали сердце, а в правую – перо египетской богини Маат, которое должно было символизировать истину.

При исследовании египетской мифологии , начиная с историков Древней Греции и заканчивая историками современности, сформировались некоторые представления о положении Анубиса в египетском пантеоне. Анубис был богом Дуата, причем до самого конца периода Старого Царства он был его царем и судьей мертвых. Впоследствии его функции переходят к Осирису, а сам он становится божеством погребальных мистерий и некрополей. На Суде помогает Осирису судить умерших.

Анубис (Anubis)

Играя у себя в городе (и не только) с друзьями в мультиплейерные игры и подписываясь псевдонимом Анубис (Anubis) , столкнулся с множественными образчиками людской неграмотности и узкого кругозора. Меня все время спрашивали: "А что такое Анубис?"… Как только не коверкали это древнее и благородное имя. Сегодня я решил взять и исправить такое бедственное положение дел… Итак наступил черед и Вам, дорогие господа, узнать кто такой Анубис .

АНУБИС (греческое) - ИНПУ (египетское). В египетской мифологии бог-покровитель умерших, хранитель ядов и лекарств, "Хозяин священной страны" (т.е. некрополя) и "тот, кто перед залом богов" (в котором проводилось мумифицирование). Как покровитель магии, обладал даром предвидения. Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса на протяжении всей истории Древнего Египта был город Касса, столица XVII верхнеегипетского нома (греческое название города - Кинополь, то есть "Собакоград"), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты "Хентиаменти", т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мертвых), "владыка Расетау" (царства мертвых), "стоящий впереди чертога богов". Согласно "Текстам пирамид". Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Начиная с периода Среднего Царства (2100 г. до н. э.) функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты, а Анубис наряду с другими богами (Упуатом, Хентиаменти и др.), имеющими сходную иконографию, входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса (Анубис вводит мёртвого и на весах справедливости взвешивает сердце и пёрышко Маат, рядом находится страшный пёс Ануд, который поедает сердце умершего, если оно отягощено грехами). Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (бальзамировщик в процессе мумификации трупа надевал маску шакалоголового бога Анубиса). Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах ("просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Ночью Анубис охранял мумии от злых сил. На дверях многочисленных гробниц изображается лежащая черная собака, она и есть охраняющий бог.
В иконографии почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки Саб. Изображался в виде шакала (собаки) или в виде человека с головой шакала или собаки (причем зоологический вид, будь то собака или шакал, египтянином точно не отмечался, но предположительно он являет собою смешанное существо - помесь дикой собаки, волка-шакала и человека), держащим в руке иероглиф "анк" ("жизнь"). Этот божественный охранитель пути в царство мертвых изображается черным, т. е. имеет окраску священной смолы для бальзамирования, которая символизирует веру в продолжение жизни в потустороннем мире.

Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут.
Священное животное : Шакал.
Отождествление: Хентиаменти, Упуаут (бог-волк Упуат), Исдес. В Древней Греции - Гермес, Крон.

В более поздний период Анубиса (Анпу), египетского психопомпа (проводника душ) начали путать с Тотом, хотя Энергии обоих архетипов весьма различаются и каждая имеет свою собственную сферу применения (с точки зрения мифологии и человеческой психологии). Анубис был божеством- покровителем путешественников, как внутри тела, так и за его пределами. В качестве посредника между этим миром и загробным, Анубис часто изображается в виде шакала или чёрного охотничьего пса с пушистым хвостом (причём последний вариант согласно Баджу, является более точным). Анубис мог беспрепятственно путешествовать по всем закоулкам позднего царства, что естественно делало его идеальным компаньоном для духа умершего, страстно желающего попасть в определённую область царства мёртвых. Как и в случае с Тотом, связи Анубиса с семьёй Исиды несомненны. Несмотря на то что в "Текстах пирамид" его называют четвёртым сыном Ра. Анубис более широко известен в качестве отпрыска Нефтис и Осириса; здесь мы вновь имеем дело со случаем, когда психологический смысл аллегории с участием Осириса становится очевидным. Нефтис, Скрытная, Открывательница, с психологической точки зрения, рассматривается как глубоко бессознательное; первоначально она была женою Сета (Хаоса). Их отношения были исключительно платоническими, что вполне понятно. Плодом же её союза с Осирисом (Стабильностью, Порядком) стал Анубис - Защитник души во мраке. Это подразумевает, что хаос не страшен тому, кто овладел скрытными аспектами глубоко бессознательного, - тому, кто способен взглянуть на лик устрашающей реальности, без чего невозможно открытие правды и гармонии. Анубис был (и остаётся - к сведению тех, кто захочет вызвать его энергию) покровителем анестезиологов, психиатров и психологов; он также может помочь в поисках чего-либо утраченного или недостающего. Этого бога также называли "Открывающим пути", и в этом качестве Анубиса вызвал тот, кто желал выбраться из лабиринта земного существования или кому надоело бродить в потёмках сомнений и неопределённости.

А вот какую интересную точку зрения на то, почему Анубиса представляли в виде человека с головой шакала/собаки я нашел в теософском словаре:
ГЕРМАНУБИС (Греч.) Или Гермес Анубис, "раскрывающий тайны низшего мира", - не Ада и не Гадеса, как это преподносится, но нашей Земли (низшего мира семеричной цепи миров), - а также тайны пола. Кройцер, должно быть, угадал истину правильной интерпретации, так как он называет Анубис-Тот-Гермеса "символом науки и мира разума". Он всегда изображался с крестом в руке - одним из самых ранних символов тайны зарождения, или порождения на этой земле. В халдейской Каббале ("Книге Чисел") символ Тат, или +, рассматривается как Адам и Ева - последняя будучи поперечной или горизонтальной чертой, извлеченной из бока (или ребра) Хадама, перпендикулярной черты. Фактически, в эзотерическом значении Адам и Ева, представляя раннюю третью Коренную Расу - тех, кто, будучи еще лишенными разума, подражали животным и унизили себя с последними, - были также двойным символом полов. Отсюда Анубис, египетский бог зарождения, изображается с головой животного - собаки или шакала - и также считается "Владыкой подземного мира" или "Гадеса", в который он вводит души умерших (перевоплощающиеся сущности), ибо Гадес есть в одном смысле чрево, как ясно показывают некоторые писания Отцов Церкви.

Древнеегипетская культура является особенной, она до сих пор интересна людям и исследователям всего мира, её наследие определённо велико в рамках всей планеты.

Отдельная и существенная её часть отводится всяческим божествам, разнообразие которых немаленькое. Всем известен такой персонаж, как ведь его почитали повсеместно, в его честь совершали обряды и строили величественные здания. Однако не меньше внимания следует уделить и Анубису, египетскому богу смерти, ведь его влияние и авторитет также не ставились под вопрос.

Этот бог покровительствовал мёртвым, сопровождая их на главный суд, также он отвечал за соответствующие места погребения. Ещё процесс мумифицирования, как, в общем, и всё, что хоть как-то касалось смерти, находились в зоне влияния Анубиса.

Он считается сыном другого великого бога - Осириса, которого совратила богиня Нефтида. И при этом его культ был более ранним, он зародился в эпоху около 2 500 лет до нашей эры, местом начала его почитания стал египетский город Кинополь, который навсегда закрепил звание центра поклонения Анубису. Отсюда и по всему Египту подобное верование распространилось быстро.

В древнейшие времена Анубис, египетский бог смерти, единолично правил этой сферой жизни:

  • владел загробным миром;
  • вёл счёт сердцам умерших.

Сперва его изображали животным (или некоей смесью животных):

  • дикая собака;
  • чёрный шакал;
  • охотничий пёс.

Данный образ возник не случайно, жители настороженно относились к шакалам, так как те разрывали захоронения. Чтобы изменить это, было принято обожествить данное животное, связав его с именем Анубиса. Также полагали, что бродячие собаки и шакалы смогут оберегать могилы. К тому же они обитали в пустынях, считающихся началом другого, загробного мира.

Со временем образ Анубиса обрёл человеческий вид, только он всё равно имел голову одного из указанных животных, чаще всего - шакала. В этом проявлялось значение египетского бога смерти Анубиса:

  • связь с загробным;
  • защита;
  • верность;
  • охота;
  • преданность.

Обычно его изображения были насыщенны чёрным цветом, который всегда встречался при похоронах великих правителей. В мифах указывается, что как раз Анубис и придумал похороны и мумифицирование.

Однако и другие цвета присущи этому божеству:

  • белый - символизирует бинты;
  • зелёный - символизирует возрождение.

Все, кто был связан с ритуалами поклонения ему и похорон использовали соответствующие атрибуты, что выражало почтение к Анубису:

  • маска шакала;
  • жезл с собачьей шкурой;
  • посох с изображением головы шакала.

Уважение к символичным животным достигло того, что при храмах держали собаку или шакала, когда этот священный зверь умирал, его тело бальзамировали и оставляли в том же храме.

Анубис, значение египетского бога смерти в культуре

Первое значение египетского бога смерти Анубиса было связано с мумиями и их защитой. Затем главенствующую роль в пантеоне стал занимать Осирис, немного сдвигая права своего сына, ставшего слугой и помощником. Он и дальше занимался умершими, провожал души в загробную жизнь и доставлял их на суд, где сам взвешивал сердца, измеряя количество совести.

Согласно чистое сердце должно быть легшее пёрышка богини Маат, которая отвечала за истину и справедливость. Если взвешенная Анубисом душа была такой, то покойника отправляли в рай, иначе - грешник сразу же был съеденн грозным зверем по имени Амат, имеющим смешанную внешность (львиное туловище, крокодилья голова).

В общем, различные значения египетский бог смерти Анубис имел, однако все они связаны напрямую:

  • повелитель священной земли;
  • первый, кто встречает умершего;
  • хранитель могил;
  • управляющий гробницами;
  • исполнитель приказов Осириса.

Наибольшая популярность поклонения Анубису зафиксирована при Новом царстве, тогда его изображение имелось почти во всех гробницах, причём не только фараонов, но и их подчинённых.

Помимо прямых описанных обязанностей Анубис, египетский бог смерти, соотносился ещё и с магическими знаниями, к нему взывали маги для получения защиты и дара предсказания.

Слава о нём и влияние распространились на все области Египта, и даже разнеслись по Средиземноморью. Упоминания имеются в древних трудах и египтян, и греков, которые также поклонялись этому богу загробного мира, объединив его с Гермесом. О нём писали:

  • Плутарх;
  • Страбон;
  • Вергилий.

Поклонение этому богу стало настолько распространённым потому, что египтяне интересовались загробной жизнью намного больше, чем бренной жизнью на Земле. Поэтому почитали Анубиса искренне и всецело, чтобы с честью пройти суд мёртвых и затем вернуться в своё тело, которое останется сохранным благодаря бальзамированию, придуманному тем же самым божеством.

Анубис Анубис

(Anubis, Ανουβις). Египетское божество, сын Осириса и Изиды. Его изображали в виде человека с головой шакала (или собаки). Анубиса сопоставляют с греческим Гермесом.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АНУБИС

(греч.Άνουβις), Инпу (егип. inpw), в египетской мифологии бог - покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала чёрного цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). А.-Саб считался судьёй богов (по-египетски «саб» - «судья» писался со знаком шакала). Центром культа А. был город 17-го нома Каса (греч. Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства А. считался богом мёртвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада (царства мёртвых), «владыка Расетау» (царства мёртвых), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид», А. был главным богом в царстве мёртвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона, который оживал подобно богу). Однако постепенно с конца 3-го тыс. до н. э. функции А. переходят к Осирису, которому присваиваются его эпитеты, а А. входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Исидой он ищет его тело, охраняет его от врагов, вместе с Тотом присутствует на суде Осириса.
А. играет значительную роль в погребальном ритуале, его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций А. была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию (эпитеты «ут» и «имиут» определяют А. как бога бальзамирования). А. приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветлённого», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; А. расставляет вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и даёт каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. А. тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. А. считался братом бога Баты, что отразилось в сказке о двух братьях. По Плутарху, А. был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли А. с Гермесом.
р. и. Рубинштейн.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Анубис

в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу). С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.

© В. Д. Гладкий

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)

АНУБИС

в египетской мифологии -- покровитель мертвых. Он был сыном бога растительности Осириса и Нефтиды. Бог Сет хотел убить младенца, и Нефтиде пришлось спрятать ребенка в болотах дельты Нила. Верховная богиня Исида нашла малыша и вырастила его. Когда Сет убил Осириса, Анубис завернул тело своего бога-отца в ткани, которые пропитал придуманным им самим составом. Так появилась первая мумия. Поэтому Анубиса считают богом погребальных обрядов и бальзамирования. Анубис участвовал в суде над умершими и был провожатым мертвых в загробное царство. Изображали этого бога с головой шакала.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Деталь погребальной пелены.
Середина II в. н. э.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.



Синонимы :

Смотреть что такое "Анубис" в других словарях:

    Анубис - извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Роспись гробницы. XIII в. до н. э. Анубис извлекает сердце умершего, чтобы взвесить его на суде Осириса. Роспись гробницы. XIII в. до н. э. Анубис () в мифах древних египтян… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Анубис - Анубис. Деталь погребальной пелены. Сер. 2 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. АНУБИС, в египетской мифологии бог покровитель мертвых. Почитался в облике шакала. Анубис, завершающий мумификацию покойника. Древнеегипетская… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (древн. егип.). Древнеегипетское божество, сын Озириса, почитавшееся охранителем границ Египта и изображавшееся обыкновенно с собачьей головой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНУБИС бог египетской… … Словарь иностранных слов русского языка

    АНУБИС, в египетской мифологии бог покровитель мертвых. Почитался в облике шакала … Современная энциклопедия

Один из самых таинственных древнеегипетских богов - это Анубис. Он заведует царством мертвых и является одним из его судей. Когда египетская религия только начинала свое существование, бога воспринимали как черного шакала, что пожирает мертвых и охраняет вход в их царство.

Внешний вид

Немного позднее от первоначального образа осталось не так уж и много. Анубис - это бог царства мертвых в древнем городе Сиуте, выше него в религии египтян стоит лишь бог в обличье волка по имени Упуату, которому и подчиняется божество из царства мертвых. Считалось, что именно Анубис переводит души умерших между мирами.

А вот куда попадет усопший, решал Осирис. В его палате собирались 42 бога-судьи. Именно от их решения зависело, попадет душа на Поля Иалу или будет предана духовной смерти навсегда.

Весы Анубиса

Упоминание этого бога отражено в Книге мертвых, составленной для пятой и шестой династии фараонов. Один из жрецов описал собственное пребывание совместно с женой у Анубиса. В книге сказано, что он с супругой склонил колени перед божественными судьями. В палате, где решается судьба души, установлены специальные весы, за которыми стоит бог смерти Анубис. Он кладет на левую чашу сердце жреца, а на правую - перо Маат - символ истины, отражающий праведность и непогрешимость человеческих деяний.

Анубис-Саб - еще одно египетское имя этого бога. Оно означает "божественный судья". В летописях есть информация о том, что у него были магические способности - он мог видеть будущее. Именно Анубис отвечал за подготовку усопшего к смерти. В его обязанности входило бальзамирование и мумификация тела. После чего вокруг тела он выставлял детей, у каждого из них в руках были сосуды с органами покойника. Этот ритуал проводился для охраны души. Поклоняясь Анубису, во время подготовки тела жрецы надевали маску с ликом шакала. Правильное проведение всех обрядов давало гарантию, что ночью мистическое божество защитит тело усопшего от влияния злых духов.

Греко-римская вера

Когда в Римской империи началось активное развитие культов Исиды и Сераписа, восприятие божества Древнего Египта с головой шакала немного изменилось. Греки и римляне начали считать его слугой верховных богов, сравнивая бога мертвых с Гермесом. В те времена считалось, что он покровительствует анестезиологам, психологам и психиатрам. Такое мнение появилось после приписывания Анубису дополнительных качеств. Также считалось, что он способен указать верный путь заблудшему, вывести его из лабиринта.

Древнеегипетский бог смерти

В основном изображали Анубиса с телом человека и головой шакала. Его главная миссия заключалась в переправлении души в загробный мир. Есть записи, что он являлся людям в период Старого царства, принимая образ Дуата. По легендам, его матерью была а супругой стала богиня Инут.

Больше всего Анубису поклонялись в Кинополе - столице семнадцатого египетского нома. В одном из циклов описаний богов покровитель мертвых помогал Изиде в поисках частей Осириса. А вот во времена анимистических представлений представал перед жителями Анубис в образе собаки черного цвета.

Со временем египетская религия развивалась, и Анубис изменил свой образ. Теперь его изображали как человека с головой собаки. Кинополь стал центром смерти. По мнению египтологов, распространение культа было чрезвычайно быстрым по тем временам. По мнению жителей Древнего царства, это божество являлось хозяином загробного мира, и звали его Хентиаментиу. До появления Осириса он был главным на всем Западе. В других источниках указано, что это не его имя, а название места, где расположен храм поклонения Анубису. Дословный перевод этого слова звучит как "самый первый житель запада". Но после того, как египтяне начали поклоняться Осирису, многие функции Дуата перешли новому верховному богу.

Период Нового царства, XVI-XI века до нашей эры

В египетской мифологии Анубис - это бог мертвых, сын Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного бога мать прятала от Сета, своего законного супруга, в болотах Нила. Впоследствии его нашла Исида, богиня-мать, которая и воспитала Анубиса. Спустя какое-то время Сет, превратившись в леопарда, убил Осириса, разорвав его тело на кусочки и разбросав по всему миру.

Помогал Исиде собрать останки Осириса Анубис. Он завернул тело своего отца в специальную ткань, и, по легенде, именно так возникла первая мумия. Именно благодаря этому мифу Анубис стал покровителем некрополей и богом бальзамирования. Таким образом сын хотел сохранить тело отца. По приданию, у Анубиса была дочь Кебхут, которая совершала возлияния в честь умерших.

Имя

В период Древнего царства с 2686 до 2181 годы до нашей эры имя Анубис записывалось в виде двух иероглифов, дословный перевод которых звучит как "шакал" и "мир ему". После этого имя бога начали записывать как "шакал на высокой подставке". Это обозначение используется до сих пор.

История культа

В период с 3100 до 2686 годы до нашей эры представляли Анубиса в виде шакала. Его изображения есть и на камне времен эпохи правления первой династии фараонов. Раньше людей хоронили в неглубокие ямы, которые часто разрывали шакалы, возможно, именно поэтому египтяне ассоциировали бога смерти с этим животным.

Самыми древними упоминаниями этого бога считаются указания в текстах пирамид, где Анубис встречается в разъяснениях правил погребения фараонов. На то время этот бог считался самым значимым в царстве мертвых. Со временем его влияние ослабело, а уже во времена римской эпохи изображали древнего бога Анубиса совместно с мертвыми, которых он вел за руку.

Что касается происхождения этого бога, то сведения также менялись по истечении времени. Рассматривая раннюю египетскую мифологию, можно найти упоминания о том, что он сын бога Ра. Найденные тексты саркофагов сообщают, что Анубис - это сын с головой кошки) или Хесат (богини-коровы). Спустя какое-то время его матерю стала считаться Нефтида, бросившая младенца, после чего его усыновила ее сестра Исида. Многие исследователи считают, что подобное изменение родословной бога не что иное, как попытка сделать его частью родословной бога Осириса.

Когда же на престол взошли греки, египетский Анубис был скрещен с Гермесом и превратился в единого бога мертвых Германубиса из-за схожести их миссий. В Риме этому богу поклонялись до второго века нашей эры. Потом же упоминания о нем можно было встретить в алхимической и мистической литературах Средних веков и даже эпохи Возрождения. Несмотря на мнение римлян и греков, что египетские боги слишком примитивны, а их образы непривычны, именно Анубис стал частью их религии. Они сравнивали его с Сириусом и почитали как цербера, живущего в царстве Аида.

Религиозные функции

Главной функцией одного из Анубиса была охрана могил. Считалось, что он охраняет пустынные некрополи на западных берегах Нила. Об этом свидетельствуют тексты, высеченные на могилах. Также он занимался бальзамированием и мумифицированием трупов. В погребальных камерах фараонов проводились обряды, где жрецы, надевая маску шакала, выполняли все необходимые процедуры, чтобы ночью бог защитил тело от злых сил. По легендам, Анубис спасал тела умерших от разъяренных сил, используя для этого раскаленный железный прут.

Сет в образе леопарда пытался разорвать тело Осириса, а Анубис спас его, заклеймив мужа своей биологической матери. С тех пор считается, что так у леопарда появились пятна, а жрецы, посещая покойников, надевали их шкуры, чтобы отпугнуть нечисть. Бог Египта Анубис также отводил души умерших на суд Осириса, как и греческий Гермес, приводил покойников к Аиду. Именно он решал, чья душа на весах тяжелее. И от того, как он взвесит душу усопшего, зависело, попадет она на небеса или отправится в пасть страшному чудовищу Амат, представлявшего собой гиппопотама со львиными лапами и пастью крокодила.

Образ в искусстве

Именно Анубиса чаще всего изображали в искусстве Древнего Египта. В самом начале его представляли черным псом. Стоит отметить, что оттенок был чисто символическим, он отражал цвет трупа после натирания его содой и смолой для дальнейшей мумификации. Кроме того, черный отражал цвет ила в реке и ассоциировался с плодородием, предвещал возрождение в мире мертвых. Позже изображения изменились, представлять бога смерти Анубиса стали в форме человека с головой шакала.

Вокруг его тела проходила лента, а в руках он держал цепь. Что касается погребального искусства, то изображался он как участник мумификации либо же сидящим на могиле и охраняющим ее. Самым уникальным и необычным изображением Анубиса стала находка в гробнице Рамсеса второго в городе Абидос, где лик бога был полностью человеческий.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top