Совершение дтп по вине пешеходов. Сбил человека: что делать при ДТП с участием пешехода. Какое наказание несет водитель и пешеход

Совершение дтп по вине пешеходов. Сбил человека: что делать при ДТП с участием пешехода. Какое наказание несет водитель и пешеход

Существует пять основных причин, приводящих к транспортному приключению.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

  1. Авария по вине водителя транспортного средства. Это самая распространенная причина ДТП. Безответственное поведения владельца автомобиля стало причиной многих трагических последствий в жизни людей. Самый распространенные факторы, которые ведут к аварии это: нетрезвый водитель транспортного средства, допустимой на данном участке дороги, неправильный обгон, несоблюдение дистанции с другими средствами передвижения, игнорирование сигналов светофора, отвлечение на другие дела, невнимательность, другие нарушения правил дорожного движения. Однако среди всех факторов особое значение приобрел фактор превышения скорости. В разных странах он стал виной смерти и инвалидности множества граждан. Нередки случаи, когда водитель транспортного средства настолько утомлен, что засыпает, и становится виновником транспортного происшествия. Также страшную роль может сыграть отсутствие опыта вождения автомобиля.
  2. Транспортное происшествие, виновником которого стал пешеход. Чаще всего попасть в аварию пешеход может, пересекая дорогу в неположенном месте, а также не беря во внимание сигнал светофора. Причины ДТП по вине пешехода могут включать состояние алкогольного опьянения, невнимательность, желание выиграть во времени, не сознание опасности, которая таит в себе дорога. Нередко в ДТП попадают дети, выбегая на дорогу в игре, а также пенсионеры, люди с ограниченными возможностями неспособными среагировать на приближение опасности.
  3. Распространенной причиной дорожного происшествия является техническая неисправность автомобиля. Существует перечень неисправностей транспортного средства, при наличии которых запрещено передвижение транспортного средства. Наличие технического осмотра и ответственность водителя могут свести к минимуму аварийность по этой причине. Как правило, водитель перед выездом в состоянии обнаружить неисправность, которая может привести к ДТП. По статистике всего лишь 3% аварий по причине неисправности произошли из-за дефекта транспортного средства, которое незаметно водителю.
  4. Дорожные условия, которые способствуют аварийности. К таким причинам относятся: скользящее дорожное покрытие, ухабы и ямы на дорогах, ограничение в видимости на дороге и другие. Открытые люки стали причиной многих аварий, опрокидывания транспортного средства, выезда его на встречную полосу движения.Большое количество ДТП приходится на темное время суток. На участках дороги с плохим освещением довольно тяжело увидеть пешехода в темной одежде. Поэтому для обеспечения безопасности человеку, который часто пересекает дорогу в темное время суток лучше приобрести одежду со светоотражателями.
  5. ДТП может произойти по причине халатности других участников дорожного движения, например, велосипедистов. Неисправный светофор, вовремя несрезанные ветви деревьев над дорогой, упавшее дерево.

Сложные метеоусловия, дожди, снегопады, гололедица также являются частой причиной ДТП.

Ответственность при ДТП с участием пешехода

Виновником ДТП могут стать: пешеход, водитель средства передвижения, иные участники дорожного движения. В зависимости от решения суда ответственность несет виновный в ДТП.

Ответственность может быть возложена на дорожную службу, в случае если авария произошла по причине не соответствующего нормам состоянию дорог. Также виновной стороной может быть служба ГИБДД, в случае неисправности светофора.

Наезд на пешехода по вине водителя

В зависимости от последствий дорожного происшествия, водитель, ставший может нести такие виды ответственности:

  1. Уголовную ответственность (лишение свободы до 8 лет).
  2. Административную ответственность (штраф, лишение водительского удостоверения).
  3. Гражданскую ответственность (возмещение ущерба пострадавшему лицу).

Если вред нанесен другому автомобилю, то виновника ждет административная ответственность в виде штрафа ГИБДД, и гражданская ответственность в виде компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Если пострадал пешеход, то статья 1079 Гражданского Кодекса РФ обязывает виновного водителя оплатить расходы на его лечение.

ДТП по вине пешехода

Несмотря на то что пешеходы имеют меньше причин и ситуаций для создания ДТП, они могут стать его виновником.

Отсутствие прав не освобождает пешехода от необходимости соблюдения правил движения на дороге. Законодательством предусмотрена ответственность пешехода за нарушения, которые привели к аварии.

Административная ответственность пешехода определяется штрафом в пределах 500 рублей.

Если в результате ДТП был причинен вред здоровью и жизни другого участника происшествия, то предусмотрена такая ответственность:

  1. Штраф в пределах 1000-1500 рублей.
  2. Лишение свободы сроком до 2 лет, если пострадавший получил тяжелые травмы.
  3. Лишение свободы сроком до 4 лет, если авария повлекла за собой смерть участника ДТП.
  4. Лишение свободы сроком до 7 лет, если погибли двое и более человек.

Пешеход является полноправным участником движения на дороге и несет полную административную, уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

Как определить виновного

Определение виновного в ДТП осуществляется при трудных обстоятельствах. Затруднение вызывают ситуации без прямого нарушения правил движения на дороге.

Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.

Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.

Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.

Ответственность за наезд на пешехода

Тяжесть ответственности водителя сбившего пешехода зависит от двух факторов: вина водителя и степень тяжести ущерба пострадавшего пешехода. Это может быть лишение водительского удостоверения, штраф ГИБДД, суд и уголовная ответственность.

Так, статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации говорит о том, что водителя ждёт лишение свободы сроком от 3 до 6 месяцев или до 2-х лет с лишением права на срок до 3-х лет. Если в результате ДТП погиб человек, водителю грозит наказание до 5 лет лишения свободы.

Ответственность водителя лежит в пределах от штрафа до заключения до 8 лет. Законодательство, как правило, принимает сторону пешехода.

На жесткость мер наказания водителя могут повлиять обстоятельства:

  1. Водитель сбил пешехода в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Водитель скрылся с места аварии.
  3. Водитель проявил агрессию.


Добропорядочный водитель на месте ДТП поведет себя так:

  1. Вызовет неотложную помощь и сотрудников дорожной инспекции.
  2. Окажет пострадавшему пешеходу необходимую помощь.
  3. Снимет или сфотографирует место аварии.
  4. Зафиксирует показания свидетелей.
  5. Предоставит все данные сотрудникам дорожной инспекции для создания протокола.
  6. Свяжется со страховой компанией и зафиксирует дорожное происшествие.

Права сбитого пешехода и компенсация

Кто бы ни был виновником аварии, пострадавший пешеход имеет право на компенсацию материального ущерба и затрат на восстановление здоровья. Часть компенсации выплачивается страховой компанией ().

Компенсация может быть разная в зависимости от характера ущерба:

  1. Нанесения вреда здоровью и жизни пешехода (до 160 тыс. руб.).
  2. Нанесение вреда имуществу пешехода (120 тыс-160 тыс. руб.).

Размер компенсации рассчитывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 56). Выплата моральной компенсации пострадавшему определяется в ходе судебного разбирательства.

Если в суде доказана невиновность водителя или преднамеренное действие пострадавшего, то компенсация может быть отменена.

Судя по официальной статистике ГИБДД, собранной этим государственным ведомством в 2017 году, за период с января по декабрь 2017 года в России произошло около 169 тыс. официально зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Пешеходы за указанный срок стали участниками 53 тыс. ДТП. Чаще всего в таких авариях виноваты были водители (31 тыс. ДТП). Сами пешеходы послужили причиной дорожных происшествий лишь в 20 тыс. случаев.

В целом, в 2017 году в авариях с пешеходами на дорогах погибло на 2,6% меньше людей, чем за 2016 год. Количество аварий с пешеходами, вызванных неправильными действиями водителей, увеличилось на 4,3%, пешеходы же стали аккуратнее на 4,1%. Однако это не значит, что водители наплевательски относятся к пешеходам.

Зачастую причиной возникновения дорожных происшествий становилось плохое состояние дорожной разметки и дорожных знаков. Сохранится ли подобная тенденция в 2018 году, покажет лишь время.

Нередко ДТП с участием пешеходов происходят в темное время суток, в условиях плохой видимости. Водители зачастую попросту не успевают разглядеть на проезжей части пешеходов в темной одежде и без светоотражающих элементов. Особенно если пешеход решил перейти дорогу в неположенном месте или резко выбежал на проезжую часть по иной причине.

Основные причины попадания пешехода в ДТП — переход дороги в темное время суток в неположенном месте или переход через дорогу на красный сигнал светофора.

Пешеход попадает в автомобиль часто по мало зависящим от него причинам — плохая видимость на дороге, скользкое или неровное дорожное полотно, плохо прорисованная на дороге «зебра» или неправильно установленные дорожные знаки. Иногда наезд происходит лишь потому, что колесо автомобиля попало в яму или открытый люк.

Основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:

  • банальная рассеянность, невнимательность на дороге;
  • пересечение дороги в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • несоблюдение или незнание Правил дорожного движения;
  • отсутствие контроля за маленькими детьми и их незнание основных правил перехода улицы;
  • плохая реакция пешеходов пенсионного возраста и инвалидов в момент опасности;
  • пренебрежение к опасности, отсутствие чувства страха перед автомобилем.

Даже если в ДТП целиком виноват пешеход, к водителю все равно с большой долей вероятности будет применена мера ответственности. Особенно в случае, когда авария нанесла вред здоровью пешехода или тем более привела к его гибели. Автомобиль является техническим средством повышенной опасности, поэтому и требования к управлению им всегда будут высокие.

Ответственность пешеходов

Пешеход, как и любой другой участник дорожного движения, при некоторых обстоятельствах вполне может попасть под уголовную ответственность, вплоть до заключения под стражу. Но на практике максимальное наказание пешехода за нарушение Правил дорожного движения обычно не превышает 1000 рублей (максимальный административный штраф).

Другое дело, если в результате ДТП, которое случилось по вине пешехода, пострадали люди. Тогда и мера наказания будет куда более серьезной:

  • при нанесении вреда здоровью легкой или средней тяжести придется заплатить штраф в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • при нанесении тяжкого вреда здоровью ответственность иная, в рамках Уголовного кодекса РФ (вплоть до 2 лет лишения свободы);
  • при смертельном исходе, виной которого послужил пешеход, его может ожидать уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 4 лет;
  • если в ДТП погибло 2 и более человек, то срок лишения свободы может быть увеличен до 7 лет.

Виновник аварии — водитель

По статистике аварии с участием пешеходов чаще всего происходят по вине водителей. Это связано не только с тем, что автомобиль сам по себе является техническим средством повышенной опасности, но и с банальной невнимательностью автовладельцев или с игнорированием ими Правил дорожного движения.

Типичных случаев нарушения правил поведения на дороге, в результате которых водитель сбил пешехода, можно назвать огромное количество. Вот лишь некоторые из них:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • несоблюдение минимальной дистанции между транспортными средствами;
  • невнимательность, вызванная сильной усталостью (иногда и сон за рулем);
  • игнорирование запрещающих сигналов светофора, дорожных знаков и знаков дорожной разметки;
  • превышение допустимой скорости;
  • неправильное поведение при обгоне других автомобилей;
  • техническая неисправность машины;
  • игнорирование правила снижения скорости перед пересечением пешеходного перехода.

Если причиной ДТП с пешеходом послужила техническая неисправность автомобиля, которая не зависела от водителя, то сотрудник дорожной службы все равно может посчитать иначе и соответствующим образом оформить протокол аварии. В этом случае водителю лучше всего назначить независимую техническую экспертизу машины.

Иногда водитель задевает пешехода зеркалом или другой частью автомобиля, что приводит к травмам легкой тяжести. Что делать в этом случае? Если ущерб здоровью незначительный, то проще всего договориться с пешеходом, оказать пострадавшему медицинскую помощь, довезти до ближайшей больницы или вызвать карету скорой помощи. Посещать врача лучше всего вместе с пострадавшим.

Даже если пешеход уверяет, что у него к водителю нет претензий, то необходимо все равно взять с него расписку. Это убережет в будущем от неприятных ситуаций, в том числе от разбирательств в суде и возмещения вреда здоровью. В противном случае пешеход может передумать, а действия водителя будут квалифицированы как скрытие с места аварии.

Ответственность водителей

Водители должны крайне внимательно относиться к пешеходам, даже если последние грубо нарушают Правила дорожного движения — перебегают дорогу в неположенном месте, преодолевают перекресток на запрещающий сигнал светофора или совершают иные проступки. Связано это с тем, что любое ДТП чревато множеством неприятных последствий:

  1. Пешеход может попросту скрыться с места происшествия. И тогда водителю придется устранять повреждения автомобиля (например, сломанное зеркало) за собственный счет. Искать пешехода в этом случае вряд ли кто будет;
  2. Потеря большого количества времени. Даже если в результате ДТП пешеход получил лишь несколько синяков и ссадин, ожидание инспекторов ГИБДД и составление протокола может занять несколько часов. Еще больше времени придется потерять, если пешеходу нанесен серьезный ущерб здоровью;
  3. Штраф за нарушение ПДД. К примеру, за наезд на человека, который пересекал пешеходный переход по всем правилам, придется заплатить административный штраф в размере от 1500 до 2500 рублей;
  4. Штрафы за сопутствующие нарушения ПДД. В ходе оформления протокола сотрудник ГИБДД может найти и ряд других мелких (или серьезных) нарушений, будь то отсутствующая аптечка или огнетушитель, нечитаемые номера, отсутствие страхового полиса или даже алкогольное опьянение водителя. За все это грозит малоприятная административная ответственность;
  5. Если в результате ДТП был нанесен вред здоровью пешехода (тем более, если он погиб), то водителя ожидает дополнительное административное или уголовное наказание (вплоть до принудительных работ или тюремного заключения).

Наказание за причинение ущерба здоровью в 2018 году зависит от тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего. Так, за легкий вред здоровью придется заплатить административный штраф в размере от 2500 до 5000 рублей. В крайнем случае виновному водителю грозит лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев. При среднем вреде здоровью указанные санкции ужесточаются — штраф возрастает до 10000-25000 рублей, а срок лишения водительских прав — до 18-24 месяцев.

Уголовная ответственность водителю грозит в случае, если по его вине пешеходу был нанесен тяжкий вред здоровью или пешеход вовсе погиб. В первом случае водителя могут лишить свободы на срок до 2 лет. При смерти одного пешехода срок лишения свободы увеличивается до 5 лет, при смерти двух и более лиц — до 7 лет лишения свободы.

Конечно, указанная ответственность наступит для водителя только в том случае, если будет доказано, что наезд на пешехода был сделан из-за нарушения Правил дорожного движения. Однако требовать возмещения морального вреда пешеход вправе даже в том случае, если он сам является виновником ДТП.

Определение виновника аварии и права пешехода

Определить истинного виновника ДТП бывает очень сложно в случаях, когда ни пешеход, ни водитель прямо не нарушали Правил дорожного движения. Важно определить, мог ли водитель или пешеход предпринять какие-либо действия, которые смогли бы предотвратить аварийную ситуацию. В этих целях нередко назначают автотехническую экспертизу (дорожно-транспортную, трасологическую, экспертизу технического состояния автомобиля и прочее).

Немного судебной практики. Если причиной аварии стала техническая неисправность автомобиля, которую водитель не имел возможности устранить, но принял все возможные действия для предотвращения ДТП, то его признают невиновным в наезде на пешехода.

Пешеход, в свою очередь, вправе потребовать от водителя компенсации полученного ущерба здоровью или имуществу вне зависимости от результатов проведенной экспертизы (гражданская ответственность водителя) и от наличия или отсутствия вины водителя. На подачу исков на компенсацию ущерба со стороны пешехода даже не установлен срок исковой давности. В то время как срок исковой давности для водителей составляет всего 3 года.

Часть ущерба пешеходу возмещает страховая компания в рамках страхового полиса ОСАГО. Но сумма страхового возмещения далеко не всегда покрывает реальный размер полученного ущерба. Размер денежной компенсации, которую вправе потребовать пешеход от водителя, обычно не превышает 160 тысяч рублей. Конечная сумма, которая будет назначена судом, рассчитывается на основании правил, установленных Уголовным кодексом РФ и другими законодательными актами.

Помимо компенсации за поврежденное имущество и за нанесенный вред здоровью пешеход вправе потребовать от водителя и компенсации морального ущерба. Но в этом случае ему необходимо привести суду доказательства того, что такой ущерб реально имел место (к примеру, предоставить справку от психиатра). Итоговый размер морального ущерба определит суда.

Любое требование пострадавшего пешехода о возмещении ущерба суд может отменить, если будет доказана полная невиновность водителя или факт преднамеренных действий со стороны пострадавшего (к примеру, пешеход намеренно бросился под колеса, чтобы в будущем получить компенсацию).

В качестве итога

Согласно официальной статистике, смертность на российских дорогах превышает смертность на дорогах Европы примерно в 3-4 раза. Так, в 2017 году в результате ДТП погибло около 19 тысяч человек. Чтобы избежать подобной участи, следует очень ответственно относиться к управлению автомобилем, а также к Правилам дорожного движения. Безопасность на дорогах в равной степени зависит и от внимательности водителя, и от здравых действий пешехода.

По вине пешеходов происходит очень большое количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этого является то, что многие пешеходы рассуждают таким образом – раз у меня нет прав, ПДД я знать не должен, значит и наказывать меня не за что. Тем не менее, для пешеходов также предусмотрены наказания за нарушение правил дорожного движения. Чаще всего, нарушения пешеходов выражаются в пересечении проезжей части на красный свет или в не предусмотренном для этого месте.

Блок пешеходы включает до 10 причин, наиболее частыми из которых встречаются нетрезвое состояние, переход в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за препятствия и т.д. Далеко не все пешие участники дорожного движения до конца осознали ту реальную опасность, которая таит в себе дорога. Погоня за сиюминутным выигрышем во времени вновь и вновь толкает очередного бездумного пешехода под колеса транспорта. Мало кто из подобных нарушителей задумывается о тех печальных последствиях, к которым может привести столь легкомысленное поведение на дороге. И мало кто помнит, что дороги изначально предназначены для движения транспорта и нахождение на них пешеходов должно быть минимально по времени и четко регламентируется правилами дорожного движения, в противном случае – возникает реальная угроза здоровью и жизни нарушителя, о чем красноречиво говорят приведенные выше факты. Самосохранение – вот основная мотивация любого пешехода, для соблюдения нехитрых требований ПДД.

Прежде чем переходит к рассмотрению конкретных дорожных ситуаций, хочу отметить, что большинство ДТП с участием пешеходов происходит в темное время суток. Связано это с тем, что водитель не всегда может заметить на дороге пешехода в темной одежде, и не успевает вовремя среагировать. Что касается пешеходов, то им не всегда понятно, что водителям сложнее оценивать дорожную ситуацию в темное время суток, и они пытаются переходить дорогу точно также, как делают это и днем.

Если Вам часто в темное время суток приходится переходить дорогу, тем более дорогу неосвещенную или плохо освещенную, то рекомендую обзавестись светоотражающими элементами одежды. Пешехода с подобными элементами легко можно заметить издалека, поэтому для него риск попадания в ДТП намного меньше.

Для того, чтобы пешеход оказался виновником ДТП, необходимо, чтобы он нарушил один из пунктов ПДД. Чаще всего происходят следующие нарушения:

    Пешеход переходит дорогу по регулируемому переходу на красный сигнал светофора.

    Пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода.

Рассмотрим самые распространенные причины, по которым пешеходы нарушают правила:

1. Пешеход очень спешит и поэтому хочет перейти дорогу по кратчайшему пути. Именно спешка является причинами очень многих дорожно-транспортных происшествий, поэтому если Вы заметили за собой спешку при участии в дорожном движении, то рекомендую на пару минут остановиться и передохнуть.

2. Пешеход не знает правил и переходит там, где маневр ему кажется более удобным и безопасным. Этот пункт может быть разбит на несколько распространенных ситуаций:

- Пешеход-ребенок выбегает на дорогу в процессе игры. Такое нередко бывает в спальных районах, поэтому там часто устанавливают знаки, дополнительно ограничивающие скорость (40 км/ч).

- Пешеход-пенсионер , который никогда не знал правил и еще помнит те времена, когда машины были настоящей диковинкой и появлялись на дороге не чаще раза в неделю. Такого пешехода, как правило, переубедить очень сложно.

- Местный пешеход , который переходит дорогу в том месте, где еще недавно был пешеходный переход. Не всякий пешеход внимательно следит за дорожными знаками и разметкой, поэтому очень часто в течение нескольких недель после демонтажа пешеходного перехода пешеходы продолжают переходить дорогу по привычке. Ситуация довольно опасная, так как водители уже не пропускают, а пешеходы все равно идут.

- Пешеход бежит за троллейбусом . Типичная ситуация, которая открывает в пенсионерах второе дыхание и заставляет их с невиданной прытью нестись на другую сторону дороги - это отъезжающий автобус или троллейбус. В районе остановок общественного транспорта ежегодно происходит огромное количество наездов на пешеходов.

Это лишь несколько типичных ситуаций, однако, рекомендую обратить на них внимание как пешеходам, так и водителям, ведь ДТП не доставит приятных ощущений ни одному из его участников.

Отдельно хочу отметить, что при переходе проезжей части вне пешеходного перехода (на перекрестке или просто где-то на дороге) пешеход не должен создавать помех транспортным средствам и выходить из-за препятствий, ограничивающих обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся машин.

Кроме того, я рекомендую и на пешеходных переходах не выходить из-за припаркованных автомобилей, не убедившись в собственной безопасности. В случае ДТП на переходе виноватым, скорее всего, окажется водитель, однако рисковать собственной жизнью я не советую. Лучше постоять подольше и дождаться, когда Вас пропустят, чем поспешить и уехать в больницу на автомобиле скорой помощи.

При ДТП водитель-пешеход в 2020 году есть очень несправедливая для водителей ответственность, даже притом, что последние не виноваты . Но она ещё больше при вине автолюбителя. О том, какое наказание за сбитого пешего участника дорожного движения, особенно, если тот пострадал или погиб, как работает ОСАГО в таких случаях, и другие тонкости аварий, если сбили пешехода, и рассмотрим ниже.

Обязанности водителя и пешехода по ПДД

В дорожном движении отношения водитель-пешеход регулируются Правилами через соответствующие запреты и обязанности, коррелирующие так, чтобы одной группе участников движения было что-то было запрещено или предписано уступить дорогу, а другой – дано право приоритета.

И в этом контексте далеко не все автолюбители, и, тем более, пешие участники знают свои права, а, главное, обязанности. Потому наш долг – перечислить их.

Итак, в обязанности пешеходов входит:

  • переходить дорогу только по пешеходному переходу , а если последний регулируемый, то только на зелёный (п. 4.3 и 4.4 ПДД),
  • но есть возможность и перейти вне перехода, при условии, что его нет в зоне видимости, и при этом пешеход обязан уступить дорогу автомобилисту, не должен выходить из-за стоящих машин и несёт ответственность за неисполнение обязанности (пункт 4.3),
  • двигаться только по тротуарам и пешеходным дорожкам, если их нет – по обочине, если нет её – по краю проезжей части против хода движения и в один ряд (п. 4.1),
  • если на перекрёстке нет перехода, то переходить можно вдоль линии тротуара или дорожки,
  • если пешеход не успел перейти дорогу на зелёный и загорелся красный, то обязан остановиться на разделительной линии или островке при их наличии,
  • равно как и водители, пешие лица обязаны пропускать автомобили спецслужб с включёнными маячками и сиреной.

Обязанности водителя согласуются с правами пешехода, чтобы не допустить наезда на последнего, и они нижеследующие:

  • уступать дорогу везде пешеходам с белой тростью в руке (которая сигнализирует о том, что участник движения слепой),
  • дать пешеходу закончить переход, если для того загорелся красный ,
  • при поворотах не создавать пешеходам помех.

Самая важная тонкость ДТП с участием пешехода заключается в том, что водитель в этом случае несёт 2 вида ответственности: административную за нарушения ПДД и гражданскую – за вред, причинённый пешеходу. Равно как и пешеход обязан возместить вред при своей вине в ДТП, а также подлежит штрафу или уголовной статье в зависимости от последствий наезда.

ДТП с пешеходом – что делать?

В первую очередь, выполнить все обязанности , предусмотренные пунктами 2.5-2.6.1 ПДД:

  1. выставить знак аварийной остановки,
  2. включить "аварийку",
  3. вызвать ГИБДД.

Это особенно важно, если вам кажется, что наезд на пешехода был очень лёгкий, вреда тому нет, и сам пеший участник движения подтверждает это и претензий не имеет.

В 2020 году просто на удивление часты случаи, когда пешеход, не имевший никаких претензий и увечий при ДТП, уже после этого идёт в травмпункт и фиксирует вред здоровью. Если ГАИ на место аварии вызвано не было, то водителя ждёт лишение прав по части 2 статьи 12.26 КоАП.

Административная ответственность водителя

Она наступает как в случае с ДТП по вине водителя, так и при отсутствии последствий нарушения.

Без ДТП

За простое нарушение - непропуск пешехода - водителя ждёт ответственность по статье 12.18 КоАП с штрафом от 1500 до 2500 рублей .

Это тот случай, когда не произошло аварии с наездом на пешего – если водитель не уступил дорогу:

  • на переходе – самая распространённая ситуация, когда водитель несёт ответственность в виде штрафа за пешехода,
  • при повороте на перекрёстке,
  • при повороте на прилегающую территорию,
  • во всех других случаях, когда идущий пешком имеет преимущество.

Если произошло ДТП с участием пешехода

Здесь рассматриваем случай, когда виноват водитель, а пешеход получил травмы, но не погиб. И наказаний уже за этот проступок два в зависимости от того, к каким последствиям для здоровья привела авария:

  • если в результате наезда на пешехода тот получил лёгкий вред здоровью, то штраф 2500-5000 рублей или лишение прав на срок от года до полутора лет,
  • если вред средний по вине водителя – штраф повышается уже до 10-25 тысяч рублей, а срок лишения до 1,5-2 лет.

Как различить степень вреда в результате ДТП с пострадавшим пешеходом, довольно сумбурно регулируют примечания к статье 12.24 КоАП:

1. Под причинением лёгкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Уголовная ответственность

УК РФ применяется в тех случаях, когда пешеходу нанесены травмы тяжёлой степени либо повлёкшие его смерть. Но, несмотря всего на 2 градации, наказаний гораздо больше.

При ДТП с пешеходом со смертельным исходом ответственность водителя в 2020 году увеличивается кратно – как в качестве, так и в количестве применяемых возможных статей.

  • если пешеходу причинён тяжкий вред, но автолюбителя ждёт часть 1 статьи 264 УК,
  • если водитель при этом , то наказание ещё жёстче – по части 2 этой же статьи,
  • часть 3 ждёт водителя, если ДТП принесло своим результатом смертельный исход,
  • часть 4 – если автолюбитель во время ДТП был в состоянии опьянения и причинил смерть на пешеходном переходе или в других местах, где пеший участник был прав по ПДД,
  • часть 5 – если трезвый автомобилист сбил 2 человек или более,
  • часть 6 – если пьяный водитель сбил 2 человек и более,
  • часть 1 статьи 111 УК – если автовладелец сбил пешехода умышленно и нанёс тому (по результатам экспертизы) тяжкий вред здоровью,
  • часть 4 ст. 111 Уголовного кодекса за аналогичный умышленный наезд на пешехода, и в результате ДТП тот погиб.

Возмещает ли ОСАГО пешеходу?

Да. Автогражданка призвана защитить водителя от ответственности перед другими участниками дорожного движения. И таковая не ограничивается лишь возмещением ущерба по ОСАГО при причинении вреда другим автомобилям .

В частности, ОСАГО работает в таких ситуациях:

  • если вы сбили пешехода и испачкали его, порвалась его одежда, разбился телефон и так далее, то страховка пешеходу возмещает имущественный вред в пределах установленного лимита 400 тысяч рублей ,
  • если в результате наезда на пешехода тот погиб или причинён вред его здоровью, то ОСАГО компенсирует за этот вред ; лимит уже составляет 500 000 рублей,
  • и даже если водитель скрылся с места происшествия, то по автогражданке пешеходу подлежит возмещение в виде компенсационной выплаты; основание – пункт 1 статьи 18 ФЗ "Об ОСАГО".

И ещё неожиданнее – даже если пешеход виноват, он всё равно сможет получить возмещение по страховке автовладельца. Но об этой возможности поговорим чуть ниже - по части гражданской ответственности.

Административная ответственность пешехода

Разумеется, пешеходы также несут солидарную ответственность при нарушении ими ПДД. Но, в отличие от водителя, штрафы пешим гораздо меньше:

  • 500 рублей или предупреждение за любое нарушение ПДД без последствий в виде ДТП (12.29 КоАП),
  • если такое нарушение создало помехи в дорожном движении – 1000 рублей (ч.1 ст. 12.30),
  • если в результате произошло дорожно-транспортное происшествие с причинением лёгкого или среднего вреда здоровью – 1000-1500 рублей (ч.2 это же статьи).

Могут ли задержать?

Да. И основанием для этого служит отсутствие у пешехода документа, удостоверяющего личность. Есть также и другие основания , но они применяются гораздо реже.

Уголовная ответственность пешехода

Она наступает в тех случаях, когда по вине пешехода произошло ДТП – неважно с наездом на него или же тот просто создал помеху, в результате чего, к примеру, другие транспортные средства столкнулись, где людям причинён тяжкий вред здоровью или смерть.

И данный вопрос регулируют 2 статьи УК:

  • если в ДТП по вине пешехода погиб человек, то применяется часть 1 статьи 109 Уголовного кодекса – причинение смерти по неосторожности,
  • при 2 и более погибших, где виновник – пешеход, применяется уже часть 3 этой же статьи,
  • за тяжкий вред будет , ч.1 УК.

Судебная практика ВС, где рассматривались дела с пешеходами, которым вменялась или .

Гражданская ответственность пешехода

Как мы уже указали выше, помимо административной и уголовной, которые применяются как наказанием участникам дорожного движения от государства, есть ещё гражданская ответственность. Она выражается в возмещении ущерба здоровью, имущественного и морального вреда тому, кому таковые нанесены.

И при ДТП с участием пешеходов, где виновник – именно пеший участник, ответственность в полной мере несёт это лицо. Например, если человека сбила машина в неположенном для перехода месте, то ответственность несёт пешеход за вред автомобилю – помятые кузовные детали. Суров закон, но это закон 2020 года!

Если скрылся

Главное, чтобы пешеход не сбежал, ведь идентифицировать его, в отличие от транспортных средств, у которых есть госномера, очень сложно. Следовательно, при ДТП с пешеходом, где тот скрылся с места, практически отсутствует вероятность найти его.

В любом случае ваша обязанность вызвать сотрудников ГИБДД, которые по факту скрытия обязаны возбудить дело для поиска виновника.

Если пьяный

В этом случае для потерпевшего водителя последствия возмещения вреда от пешехода ничем не отличаются от того, как если бы тот был трезвый. А вот для последнего административная (штраф вместо предупреждения) или уголовная ответственность (лишение свободы вместо штрафа, как пример) будет жёстче, так как опьянение – несомненно, отягчающее обстоятельство в ДТП.

И ГИБДД следует вызывать в этом случае, тем более. Дело в том, что возможный вред здоровью в случае, если пешеход пьяный, может быть совсем не очевиден – тот просто не чувствует боли при опьянении, например. А притом, что пешеход – потенциальный виновник дорожно-транспортного происшествия, становится особенно важно вовремя зафиксировать все обстоятельства последнего.

Можно ли водителю обращаться по ОСАГО?

Нет. Как мы уже описали выше, по ОСАГО страхуется автогражданская ответственность водителя. Не имущество, а именно ответственность. Поэтому такой вид страховки покрывает ущерб от автовладельца третьим лица, а имущество страхует Каско. Если у вас есть такой полис, то безусловно вы можете обратиться по нему.

Гражданская ответственность водителя

Она аналогично заключается в возмещении причинённого вреда имуществу, жизни или здоровью пешехода, и в случаях, когда водитель виновен полностью в ДТП, всё предельно ясно. Но есть одна важная тонкость, когда водитель обязан возместить вред пешеходу при невиновности первого.

Если водитель не виновен, а пешеход – виноват

Таким образом, в этом случае в стандартных ситуациях происходит следующий расклад ответственности сторон аварии:

  • пешеход, так как они виновен в ДТП, возмещает имущественный и иной вред водителю по статье 1064 Гражданского кодекса,
  • водитель же возмещает также любой вред (кроме морального) пешеходу на основании статьи 1079 ГК как владелец ИПО.

Покрывает ли ОСАГО вред по ИПО?

Да. Так как ответственность водителя застрахована, то вред пешеходу в ДТП возмещается по страховке. Пеший же участник как виновник платит водителю из своего собственного кармана .

При этом, водитель, разумеется, не получит выплату за собственный автомобиль по ОСАГО – такое право есть только у пешехода.

И это тот самый нелогичный, на первый взгляд, случай, когда даже при отсутствии вины водителя в происшествии, наступает его ответственность (при этом, нет наказания), и у него повышается КБМ , если пешеход будет обращаться за компенсацией ущерба.

Кроме того, обратите внимание, что, согласно судебной практике, также вследствие владения ИПО вред возмещается не только в ДТП водитель-пешеход, но и водитель-велосипедист и велосипедист-пешеход .

Если автомобилист скрылся

В случаях, когда в случившемся ДТП с наездом на пешехода водитель машины скрылся с места ДТП, то даже если подтверждена виновность пешего участника, вред также подлежит возмещению по ИПО. Однако, его уже выплачивает не водитель, а собственник транспортного средства.

Дело в том, что 1079 ГК говорит именно о владельце автомобиля. А таковым, если не установлен водитель, является собственник.

Судмед-экспертиза при пострадавшем пешеходе

Обычно ДТП, связанные с пешеходами, где те пострадали, длятся достаточно долго – до 1 года. Причиной тому служит факт установления вреда, причинённого их здоровью. Такая же ситуация происходит при авариях только автомобилей, просто пострадавшие в таких случаях бывают реже, потому для ДТП с наездом на пешехода это становится более актуально.

Длительность административного расследования здесь прямо коррелирует с длительным процессом констатации травм и их степени. В результате этого водителю выносится определённое наказание, если тот виновен.

Но и пешеход по ОСАГО с водителя не сможет получить возмещение до окончания судебно-медицинской экспертизы и вынесения решения об ответственности автомобилиста.

По вине пешехода :

  • переход проезжей части на красный свет светофора;
  • переход дороги вне пешеходного перехода.

Нарушения правил происходят из-за: спешки, незнания ПДД, алкогольного опьянения, неумышленное нарушение (ребенок выбежал на дорогу, играя) и т.д.

  • наезд на нерегулируемом пешеходном переходе;
  • при повороте у перекрестка или на съезде с дороги;
  • ДТП на регулируемом пешеходном переходе;
  • наезд вне пешеходного перехода.

Причин много: превышение скорости, невнимательность, алкоголь, плохое техническое состояние автомобиля и т.д.

Наезд на пешехода. Действия водителя

Сбивший пешехода, в обязательном порядке должен сделать следующее :

  • остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию, оградить пострадавшего от движущегося транспорта;
  • вызвать «скорую» и ГИБДД, в особо тяжелом случае, доставить потерпевшего в больницу и вернуться назад;
  • если созданы неодолимые помехи для движения транспорта, необходимо наиболее полно зафиксировать ДТП с помощью фото- и видеозаписи и освободить проезд;
  • записать личные данные происшествия. Сообщить в страховавшую вас компанию о происшедшем;
  • дождаться прибытия сотрудника ГИБДД, и принять участие в оформлении первичных документов.

Права пострадавшего пешехода

Если пешеход не является виновным в ДТП, он может требовать компенсации затрат на лечение и реабилитацию. Кроме того потерпевший может подать иск о возмещении морального . В случае виновности пешехода в ДТП, эти права у него отсутствуют.

Действия пешехода после ДТП

Когда пешеход не сильно пострадал в дорожном происшествии и имеет возможность, ему следует зафиксировать данные очевидцев и заснять место ДТП.

ВАЖНО: обязательно дождаться прибытия сотрудников автоинспекции и проследить за составлением документов о дорожном происшествии. Пешеход не имеет права на получение копий документов, однако можно попросить сделать их фото на свой мобильный.

После наезда на пешехода, водитель скрылся с места ДТП

Если сбитый пешеход не получил серьезных повреждений и пребывает в сознании, ему нужно постараться запомнить приметы автомобиля (марка, цвет, номер и т.д.) Взять контактные данные свидетелей, если таковые имеются.

Сообщить о случившемся в ГИБДД. Дождаться приезда полиции и написать заявление о полученных повреждениях.

Пешеход ушел с места происшествия

Часто, сбитый пешеход, покидает место аварии.
Автовладельцу следует сообщить о происшествии в ГИБДД, дождаться их приезда, передать сотрудникам запись с видеорегистратора, если таковая имеется.

Если нет видеозаписи и свидетелей наезда, не уезжайте, полагаясь на удачу, ущерб, причиненный сбежавшему пешеходу часто бывает незначительным и ответственности вы не понесете.

ВНИМАНИЕ: водителю уезжать вслед за ним не стоит. Впоследствии потерпевший может написать заявление в полицию, и водителя посчитают аварии.

Судебная практика

В подавляющем количестве дел о наездах на пешеходов, ответственность в той либо иной мере, несет водитель, так как он использует средство повышенной опасности (автомашина). Суд всегда это учитывает.
При совершении наезда в пределах пешеходного перехода водитель признается виновным, так как п.14 ПДД устанавливает преимущество человека на пешеходном переходе.

Компенсация понесенного ущерба

Для возмещения ущерба за лечение и реабилитацию потерпевшему необходимо иметь:

  • документ, который подтверждает факт аварии;
  • заявление с требованием о выплате ущерба;
  • выписку из истории болезни о назначенных лекарствах, чеки и счета из медучреждений и санаториев, где проходил лечение и реабилитацию, потерпевший;
  • чеки на одежду, поврежденную при ДТП.

Эти документы передаются в страховую компанию виновника аварии. Через 20 дней , страховщик производит выплату денег пострадавшему, либо дает обоснованный отказ.

Вид ответственности за наезд на пешехода

Административная ответственность предусмотрена за:

  • причинение легкого вреда здоровью пешехода, т.е. лечение займет не больше 21 дня. Штраф 2500-5000 руб. или лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет (ч.1 ст.12.24 КоАП РФ);
  • причинение средней тяжести вреда здоровью, т.е. утрата трудоспособности на срок более 3 недель. Штраф 10000-25000 руб. или лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет (ч.2 ст.12.24 КоАП РФ).

Уголовная ответственность наступает за:

  • причинение тяжкого вреда здоровью, т. е. опасного для жизни человека. До 2 лет лишения свободы (ч.1 ст. 264 УК РФ);
  • причинение смерти потерпевшему – до 5 лет лишения свободы (ч.3 ст. 264 УК РФ);
  • Причинение смерти 2 и более лицам – до 7 лет лишения свободы (ч.5 ст. 264 УК РФ).

Дополнительно водитель лишается прав на срок до 3 лет.

Отягчающими вину обстоятельствами считаются: езда без прав, алкогольное опьянение, бегство с места ДТП.

Выплата ущерба за моральный вред

Сбитый пешеход испытывает не только физические, но и душевные страдания. Переживают за него родные и близкие. Все это в судебной практике именуется моральным ущербом, который тоже должен быть возмещен. Водителю, наехавшему на пешехода, не по своей вине все равно может быть назначена выплата морального ущерба. Пример из практики:

Гражданка Б. перебегала проезжую часть на красный сигнал светофора, в результате чего была сбита автомашиной под управлением водителя К. На момент происшествия гражданка Б. была беременна, в итоге плод погиб. Суд установил полную невиновность водителя автомобиля, т. к. потерпевшая грубо нарушила правила дорожного движения и тем самым подвергла себя опасности. Спустя полгода пострадавшая направила в суд иск о возмещении морального ущерба, в размере 400000 рублей. В итоге судья взыскал с ответчика 100000 рублей.

Оспаривание ДТП с участием пешехода

Виновные, не оспорившие нарушение в ГИБДД, могут исправить положение. Для этого надо обратиться в суд с иском о проведении независимой экспертизы. Более того возможно оспорить уже вступившее в силу решение об административном правонарушении.

ВАЖНО: для оспаривания ДТП нужны серьезные доказательства (фотоснимки, показания очевидцев и т.д.)

Из судебной практики видно, что сразу такие дела редко завершаются победой. Чаще вопрос успешно решается в судах второй (а то и третьей) инстанции. Однако оспаривать ДТП, в котором вы не виноваты, безусловно, стоит.

Возможность избежать наказания если сбили пешехода

Водитель освобождается от уголовной или административной ответственности, если доказано, что виновником ДТП стал пешеход (даже в случае смертельного исхода). Однако суд может вынести решение о компенсации вреда здоровью и морального ущерба, нанесенного пешеходу (ст. 1079 ГК РФ). В свою очередь автовладелец может взыскать с пешехода средства на ремонт автомобиля.

Из всего вышесказанного видно, что в подавляющем большинстве случаев, за наезд на пешехода, водитель несет тот или иной вид ответственности! Пешеход за участие в ДТП, расплачивается своим здоровьем, а нередко и жизнью. Внимание на дороге и соблюдение ПДД, во многом обезопасит существование всех участников дорожного движения.

Полезное видео

Здесь рассказывается о том, какое наказание последует водителю за сбитого пешехода:


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top