Введение
Актуальность данной темы заключается в необходимости комплексного изучения и решения проблем связанных с ростом преступлений в финансово-кредитной сфере.
Объектом исследования являются общественные отношения в финансово-кредитной сфере.
Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушения в финансово-кредитной сфере, механизм, орудия и средства совершения преступления в данной сфере.
Цели и задачи данной курсовой работы состоят в том, чтобы сформулировать и обосновать совокупность теоретических выводов по совершенствованию ряда норм уголовного законодательства Российской Федерации в области борьбы с преступлениями в финансово-кредитной сфере.
Целью данного исследования является:
изучение и соотношение экономических категорий финансов и кредита, существующих в настоящее время в России, с уголовно-правовыми нормами, охраняющими данную сферу от преступных посягательств;
обоснование необходимости выделения сферы финансово-кредитных отношений в самостоятельный видовой объект уголовно-правовой охраны;
решение вопроса о том, является ли круг уголовно-правовых норм, охраняющих сферу финансово-кредитных отношений, исчерпывающим;
попытка разрешения спорных вопросов, возникающих при квалификации преступлений, совершаемых в данной сфере.
Достижение указанных целей потребовало решение следующих задач:
1. Определение понятия и содержания финансово-кредитной сферы как объекта преступного посягательства.
преступление финансовый кредитный уголовный
2. Проведение классификации преступлений в сфере финансово-кредитных отношений
3. Разработка квалификации преступлений, совершаемых в сфере финансово-кредитных отношений.
Методологическую основу данного исследования составляют как общенаучные методы познания: системный, единства исторического и логического, социологический, так и правовые: сравнительно-правовой, системно-структурный методы исследования, а также метод экспертных оценок и др.
Нормативная база курсовой работы основана на изучение широкого круга законодательного и иного нормативного материала, в частности на нормативно-правовые акты, регулирующие сферу финансово-кредитных отношений.
Теоретическую основу курсовой составляют труды, таких известных отечественных правоведов, как М.П. Журавлев, А.Н. Рарога, О.Г. Карпович, А.К. Бекряшев, О.П. Ковалев и др.
Общая характеристика преступлений в сфере финансово-кредитных отношений
1.1 Понятие и содержание финансово-кредитной сферы как объекта преступного посягательства
Преступление в кредитно-финансовой сфере - это общественно опасное деяние, посягающее на финансово-экономические отношения, урегулированные нормами финансового (налогового, валютного) права, по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) государства, органов местного самоуправления, иных хозяйствующих субъектов.
Общественная опасность преступлений в кредитно-финансовой сфере заключается в том, что в результате таких посягательств причиняется или создается реальная возможность причинения существенного ущерба экономическим интересам государства, а также иным субъектам, связанным с кредитно-финансовой деятельностью.
Преступления в кредитно-финансовой сфере - это преступная деятельность, осуществляемая в рамках легитимных финансовых отношений, в результате которой субъект таких отношений (предприниматель, должностное лицо), преследуя корыстные интересы, причиняет вред правам и законным социально-экономическим интересам государства, общества, хозяйствующих субъектов или частных лиц.
Преступник использует существующий (позитивный) кредитно-финансовый механизм (совокупность организационно-правовых форм, сделок, финансовых операций, государственных гарантий и т.п.) для достижения своего преступного результата, которым, в широком смысле, является преступное обогащение.
Родовым объектом преступлений предусмотренных в разделе VIII УК РФ в соответствии с терминологией принятой в тексте самого уголовного закона является экономика. В целом можно признать, что сфера экономики, как родовой объект преступлений, предусмотренных в разделе VIII УК РФ, - это совокупность общественных отношений, связанных с производством и всей хозяйственной деятельностью людей.
Н.А. Лопашенко родовой объект экономических преступлений определяет, как "общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления экономической деятельности, т.е. принципы свободы экономической деятельности, ее законности, добросовестной конкуренции, добропорядочности ее субъектов и запрета заведомо криминальных форм их поведения" См.: Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности: монография / Н.А. Лопашенко. Саратов., 1997. С. 184. .
Из этих конституционных положений следует, что все субъекты права собственности должны иметь одинаковые возможности защиты своего имущества (объектов собственности) и связанных с ним интересов.
Подвидовым объектом - отношения, складывающиеся в кредитно-финансовой сфере. Это не просто, охраняемые уголовным правом общественные отношения, а их содержание - субъективные права участников: право кредитора на возврат долга; право государства на доходы лиц в виде налогов; право коммерческой организации на прибыль и т.п. В кредитно-финансовых отношениях лица, чтобы стать его участниками, с помощью соответствующих норм права уже были наделены полномочиями, обязанностями и ответственностью. Это означает, что между участниками подобных отношений была установлена юридическая связь и при совершении подобного преступления индивидуум действует исходя из уже существующих правоотношений в данном обществе, участвует в них в качестве субъекта (например, государственный регистратор, предприниматель, налогоплательщик и т.п.).
В финансовых правоотношениях субъектами являются: государство, хозяйствующие субъекты, а также граждане. В кредитно-финансовых правоотношениях государство выступает в лице высших и местных органов власти, компетенция которых в области финансов установлена Конституцией РФ и конституциями республик, а также законодательными и другими нормативными актами. Как субъект кредитно-финансовых правоотношений государство выступает через специальные уполномоченные финансовые органы (кредитные учреждения), представляющие его интересы. Финансовый орган (кредитное учреждение) осуществляет эти правомочия независимо от того, кто является второй стороной финансовых правоотношений - государственный орган, хозяйствующий субъект или гражданин.
Субъектами финансовых правоотношений являются и отдельные граждане, физические лица. Основным признаком правосубъектности гражданина в кредитно-финансовых правоотношениях является наличие самостоятельного источника дохода (заработка или имущества на территории Российской Федерации).
Наряду с гражданами Российской Федерации субъектами кредитно-финансовых правоотношений могут быть иностранцы, проживающие и работающие в Российской Федерации или имеющие на ее территории законом разрешенные источники доходов, если особыми соглашениями они не освобождаются от уплаты налогов на основе принципа взаимности в отношениях с другими государствами См.: Карпович О.Г. Правила квалификации преступлений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере: теория и практика применения: монография. М., 2011. С. 6.
1.2 Классификация преступлений в сфере финансово-кредитных отношений
Финансовые преступления могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от уровня финансовых отношений, являющегося объектом посягательств, различают:
а) преступления, посягающие на финансовую систему государства (государственные и муниципальные финансы);
б) преступления, посягающие на финансы предприятий.
В зависимости от сферы посягательств различают:
а) преступления в сфере налогообложения;
б) преступления на рынке ценных бумаг;
в) преступления в сфере страхового рынка;
г) преступления в сфере валютного рынка;
д) преступления в сфере межбанковского денежного рынка;
е) преступления в сфере кредитного рынка;
ж) преступления на рынке товаров и услуг.
В зависимости от вида операций, используемых в преступных целях, различают преступления в сфере кредитных, расчетных, валютных, фондовых, учетных операций.
В зависимости от субъекта экономических отношений, на права которого осуществляется посягательство, выделяют:
а) преступления, посягающие на права кредиторов, гарантов;
б) преступления, посягающие на права инвесторов (вкладчиков, акционеров, пайщиков);
в) преступления, посягающие на интересы государства (налоговые и таможенные преступления);
В зависимости от субъекта различают:
а) преступления плательщиков обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, взносов);
б) преступления менеджеров предприятий, учреждений;
в) преступления наемных работников коммерческих и некоммерческих предприятий;
г) преступления государственных служащих;
д) преступления лиц, являющихся сторонами в обязательственных отношениях (должников, страхователей, страховщиков, эмитентов, клиентов и др.)
е) преступления иных лиц под прикрытием финансовых отношений или профессиональной деятельности.
Финансовые преступления крайне многообразны и сложны. В зависимости от обстоятельств криминалистическое значение могут иметь различные факторы и целесообразны различные варианты классификации См.: Бекряшев А.К. Теневая экономика и экономическая преступность: электронный учебник. URL: http: //newasp. omskreg.ru/bekryash/contents. htm.
Как показывает практика, положительных результатов можно добиться за счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений. Вышеизложенное позволяет нам делать вывод, что к наиболее существенным мерам в этом направлении относятся:
- - скоординированная борьба с нарушениями в финансово-банковской системе кок на территориальном и региональном, так и на республиканском уровнях;
- - сплошная проверка банков, расположенных на обслуживаемой территории, с целью фиксации и выявления фактов нарушений;
- - уделяя при этом особое внимание раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых служащими органов власти и управления, народными депутатами, с использованием должностных полномочий по распоряжению средствами государственного бюджета, на выявление их коррумпированных связей, а также на факты взяточничества со стороны руководства и служащих ЦБ и других органов государственного управления;
- - создание специализированного банка данных о занимающихся данными операциями банках и организованных преступных формированиях;
- - повышенный контроль банковских операций с участием иностранных представителей и банков.
Прогрессирующая криминализация экономики, как отмечает АЛ, Кузнецов Кузнецов А.П. Уголовный кодекс России: ответственность за преступления, совершаемые в сфере валютного регулирования и кредитно-финансовой системе. / Следователь. 1999 № 12 С.21, во многом стала возможной из-за отсутствия в масштабах государства четкой программы предупреждения экономической преступности. Для защиты кредитно-финансовых отношений от криминального влияния необходимо:
- а) сосредоточить основные усилия на оперативном прикрытии сфер финансово-кредитных отношений;
- б) обеспечить своевременный сбор, всестороннее изучение и обобщение информации, связанной с состоянием, тенденциями и прогнозированием развития криминальной ситуации в экономике;
- в) совершенствовать формы и методы получения анализа и реализации информации о противоправных сделках, создании в преступных целях фирм-однодневок;
- г) наращивать уровень и эффективность взаимодействия с государственными органами, осуществляющими защиту экономических интересов государства и прав потребителей, а также службами безопасности хозяйственных субъектов.
Складывающаяся обстановка позволяет сделать вывод, что в ближайшей перспективе даже при самом благополучном развитии ситуации в силу определенной инерции социальных процессов, прогнозируется дальнейший рост экономической преступности, усиление ее дестабилизирующего воздействия на экономическую сферу.
В целях обеспечения экономической безопасности необходимо:
- - разработать государственную программу предупреждения преступности в кредитно-финансовой сфере;
- - разработать государственную программу совершенствования деятельности контролирующих органов, укрепить материально-техническое обеспечение, повысить социальную и правовую защищенность их сотрудников.
С необходимостью сосредоточения сил на борьбе с тяжкими преступлениями следует сделать акцент на осуществление оперативно-розыскной профилактики. Крупномасштабные профилактические меры играют решающую роль в предотвращении финансовых афер с возможными крайне негативными последствиями для государства и общество.
Подводя итог сказанному, необходимо еще раз отметить, что экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы. Только борьба с нею всех ветвей государственной власти может стать залогом успеха происходящих в России преобразований.
Резкий всплеск экономической преступности в период реформирования общества обусловлен рядом факторов. Это несовершенство выбранной схемы перехода к рынку, глубочайший социально-экономический кризис, деформация общественной морали, просчеты в государственном регулировании хозяйственной сферы, экономический романтизм юридических и физических лиц и т.п.
Как показывает практика, положительных результатов можно добиться за счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений. Одними лишь силами правоохранительных и иных органов государственной власти и управления стабилизация и снижение уровня экономической преступности крайне сложно. Их необходимо сочетать с совершенствованием уголовного и банковского законодательства и мерами по формированию нравственною правового экономического сознания населения. Важно укрепление финансово-экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.
И только в этом случае можно говорить о возможности влияния на предупреждение и вытеснение преступлений из экономической сферы, обеспечении экономической безопасности страны.
Как только в мире появились первые деньги, сразу зародились и связанные с ними преступления. Поначалу они были просты: , обманы, подделки. С развитием финансовой системы усложнились и криминальные стороны этой сферы.
Если подходить строго, в УК нет особой главы, которая посвящалась бы финансовым преступлениям, рассматривается сфера экономики в целом. Только в КоАПе область финансов упоминается в названии 15-й главы.
Выделение финансового раздела в общей массе преступлений продиктовано логикой и стремлением к удобству. Названный раздел, в свою очередь, содержит пять подразделов, которые мы и рассмотрим.
Хозяйственные финансовые преступления
Хозяйственной деятельностью считаются всевозможные производства, выполнение работ, оказание услуг. Современный спрос даёт предпринимателям почти безграничные возможности. Вот только пользуются ими порой совсем не по закону, и тогда получается .
- Наиболее распространённая ситуация – это наполовину или на 100% нелегальный бизнес. Неофициальные, но весьма известные определения в этой сфере – фирмы-однодневки или .
- Отрыться, заработать и исчезнуть с рынка – вот простейшая характеристика ещё одной группы преступлений. Условно их можно называть .
- Ещё более распространённый сценарий – отчитываться государству в отсутствии прибылей. И одновременно держать в сейфе целые пачки «налички», которыми так удобно платить зарплату в конверте или рассчитываться как можно дешевле с рабочими-нелегалами.
Уклонение от налогов
Проблемная сфера, которая приносит колоссальные убытки. Как оценить масштаб этого преступного явления ?
Представьте: допустим, некая компания должна налогов на один миллион рублей. В России приблизительно 1100 городов. Значит, если в каждом городе хотя бы один такой должник, то общая сумма задолженности превышает миллиард рублей.
Но ведь в любом городе серьёзных налоговых должников куда больше одного, да и сумма долга может существенно превышать один миллион. Не случайно данные по общей задолженности всех налогоплательщиков просто отсутствуют – их просто нереально подсчитать. Очевидно, что счёт идёт на многие миллиарды.
Существует несколько преступлений, в результате которых госбюджет не досчитывается серьёзных сумм. Все они подробно рассматриваются соответствующими разделами.
Валютные
Против кредиторов
Вы заплатили деньги за услугу или товар, но не получили желаемого? Гражданин/организация категорически не желают выплачивать кредитные или заёмные средства? Вот ситуации, которые фактически являются .
Здесь особенно важно не сужать понятия «кредитор» до банка или подобной ему организации. Кредитором становится каждый, кому так или иначе должны – физлицо, организация или государство.
Речь пойдёт о преступлении, если нанесённый таким образом ущерб перейдёт отметку в полтора миллиона рублей. Потери от злодеяний такого рода подчас огромны и невосполнимы.
Экономические
Преступления данного раздела, можно было бы назвать также коммерческими. Ведь все они так или иначе касаются получения нечестной прибыли.
В одних случаях недобросовестные/обиженные сотрудники . В других злоумышленники зарабатывают на торговле нечестно добытым имуществом или якобы брендовыми товарами. Как и в предыдущих группах, преступления такого рода весьма разнообразны, а виновные подчас очень изобретательны.
Наказания за финансовые преступления
Существенные , работы всех видов, ограничение, – вот наиболее частые карательные меры. Кроме того, суд может запретить виновному занимать некие должности или вести определённые виды деятельности.
Финансовые преступления – это порой огромный ущерб. При этом преступники могут долгое время весьма успешно маскировать своё неподчинение законам. Во многом в этом виновата относительная непрозрачность современного российского бизнеса. Не исключено, что дальнейшее развитие финансово-экономической сферы нашей страны несколько улучшит нынешнюю ситуацию.
Преступления в финансово-кредитной сферезанимают особое место в структуре экономической преступности вследствие аккумуляции в этой сфере колоссального количества денежных средств и из-за возможности получения преступниками за сравнительно короткий срок незаконной сверхприбыли. О высокой степени криминализации финансово-кредитной системы российской экономики и огромных масштабах причиняемого стране ущерба свидетельствуют данные Интерпола, согласно которым доходы организованной преступности в указанной сфере превышают доходы от иной преступной деятельности в целом, уступая лишь наркобизнесу. К основным формам экономической преступности в этой сфере относятся:
контроль со стороны организованной преступности коммерческих банков;
криминальные денежные расчеты;
коррумпированность банковской и кредитно-денежной системы, особенно связанной с деятельностью чековых и других аукционов и инвестиционных фондов;
бесконтрольное обналичивание денежных средств;
фальшивомонетничество, в результате которого в оборот выпускаются фальшивые деньги, валюта, ценные бумаги, банковские документы;
фиктивное и умышленное банкротство.
Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений (около 15%), ущерб от их совершения многократно превышает совокупные материальные потери от общеуголовных преступлений и ежегодно достигает, по данным МВД России, более 60 млрд рублей.
При анализе экономической преступности необходимо учитывать особо высокий уровень ее латентности. Реальные масштабы этой скрытой преступности несопоставимы с количеством зарегистрированных преступлений. Большинство экономических преступлений по разным причинам не находит отражения в официальной статистике - уровень их латентности находится в пределах 70-95%. Результаты специальных исследований свидетельствуют, что вся зарегистрированная экономическая преступность составляет не более трети от ее общего фактического массива.
В то же время уровень латентности преступлений экономической направленности существенно различается по отдельным ее видам. Например, сравнительно низкую латентность имеют преступления, связанные с изготовлением и сбытом поддельных денег и ценных бумаг, т.к. факты фальшивомонетничества выявляются в результате проведения проверок при расчете за товары либо при поступлении в кредитно-банковские учреждения.
Наиболее латентными являются: незаконное предпринимательство; преступления, связанные с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов, взяточничество.
На значительной латентности преступлений в сфере экономической деятельности сказывается и пассивность населения. Так, выборочные исследования свидетельствуют, что около 80% опрошенных граждан ежегодно становятся потерпевшими от экономических преступлений, а 2,8% из них - два и более раза. Однако лишь каждый девятый потерпевший обратился в правоохранительные органы с заявлением о совершенном в отношении него преступлении.
Общественная опасность экономических преступлений неизмеримо возрастает в связи с их совершением организованными преступными формированиями и фактическим сращиванием экономической и общеуголовной преступности. В настоящее время, по данным статистики, ежегодно около 10 тыс. преступлений экономической направленности совершаются организованными группами или преступными сообществами. Как правило, этими формированиями совершаются наиболее опасные, наносящие огромный вред экономике страны в целом и отдельным предприятиям и гражданам, в частности, особенно сложные для раскрытия, изощренные экономические преступления.
Следствием растущих масштабов экономической преступности является рост нелегальных доходов, что на фоне нехватки бюджетных средств приводит к недопустимому разрыву между величиной доходов дельцов «теневого» бизнеса и работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превысили доходы 10% наименее обеспеченного населения более чем в 15 раз. Указанное обстоятельство приводит к нарастанию социальной напряженности в обществе и недоверию к государственным и властным институтам, расширению коррупции.
Криминологическое значение для экономической преступности имеют и особенности личности соответствующего преступника.
Лица, совершающие эти преступления, отличаются высокой социальной приспособленностью, хорошей ориентацией в социальных и правовых нормах. Данный тип личности преступника характеризуют корыстная мотивация, стремление к наживе, роскоши, утилитарность, прагматизм, гипертрофированное представление о роли денег: «деньги решают все», «что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги». Как правило, это мужчины и женщины, достигшие возраста 30 и более лет, имеющие высшее или среднее образование, работающие в государственных или частных экономических структурах.
Вершина «дерева целей» этих лиц формируется в соответствии с так называемой дихотомией целей экономического преступника - в своей противоправной деятельности типичный экономический преступник стремится к укреплению либо завоеванию как прочного экономического положения (за счет максимизации прибыли), так и высоких статусных позиций в обществе. Достижение сверхприбыли обеспечивается ими за счет неприемлемого для легальной хозяйственной системы поведения - прямого нарушения уголовного, гражданского, налогового, таможенного и иного законодательства либо ухода от исполнения юридических обязанностей в условиях нестабильности, пробельности и противоречивости законодательства.
Экономические преобразования в 90-х гг. прошлого века, происходившие без должного правового, организационного и социального обеспечения, показали ошибочность расчета политической власти на самодостаточность рыночных механизмов для преодоления криминальных процессов в экономике страны.
Деструктивные тенденции в развитии рыночных отношений в экономике и социальной сфере:
а) экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;
б) разрыв производственно-хозяйственных связей, падение производства и рост посредничества на пути товара от производителя к потребителю;
в) сохранение действия криминогенных факторов, присущих административно-командным методам в руководстве экономикой;
г) усиление дифференциации жизненного уровня населения;
д) отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях развития рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в отправлении хозяйственных операций;
е) целенаправленные действия преступного мира, преследующего в сфере экономики собственные корпоративные интересы.
Отсутствие реальной защищенности легитимных экономических отношений, отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики; либерализация правового регулирования предпринимательской деятельности и смягчение ответственности за правонарушения в данной сфере; бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер.
Отсутствие эффективной системы государственного контроля за приватизацией, процессами перераспределения, движением капиталов, деятельностью хозяйствующих субъектов и т.д.
Недостатки в организации в экономических структурах документооборота и учета материальных ценностей, контроля за их использованием, ошибки в подборе, расстановке кадров и т.п.
Недостатки в деятельности правоохранительных органов, отставание организационно-управленческих мер реагирования на изменение криминогенной ситуации в сфере экономики. 1
Заключение
«Экономические преступления являются частью корыстной преступности, непосредственно связанной с экономическими отношениями в стране и в мире. Понимание этой группы деяний еще более неопределенно, чем сама корыстная преступность. Тем не менее, эти преступления во многих странах рассматриваются в виде относительно самостоятельной группы. И к этому есть много оснований - экономических, социальных, криминологических и даже политических» 1 .
Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.
В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.
Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.
Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.
Список используемой литературы
1) Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005.
2) Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.762.
3) Долговой А. И. Криминология., М., 2008
4) Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 2000.
5) Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М. 2003.
6) Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994.
Дополнительная литература:
1) Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях// Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2007.
Рудовский Е. Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Новое время. 2008. № 20.
Интернет портал «МВД России»
Размещено на Allbest.ru
1 http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_104186/
1 Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005. С. 344.
2 Мамардашвили М. Картезианские размышления. - М. 2003. С.32.
1 Кузнецова Н.Ф. Кодификация норм о хозяйственных преступлениях// Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2007. № 4. С. 12.
1 Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С. 33-34.
2 Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 2000. - С. 257.
1 Алексеева А. И. Криминология: курс лекций., М., 2005. С. 345.
2 Долговой А. И. Криминология., М., 2008. С., 920.
1 Долговой А. И. Криминология., М., 2008. С., 920.
2 Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.762.
1 Антоняна Ю. М. Криминология., М., 2007. С.762.
1Степанчикова С.А. Криминология.Учебный курс (учебно-методический комплекс)
1 Рудовский Е. Н. Преступления в сфере экономической деятельности // Новое время. 2008. № 20. С. 16.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие и виды налоговых преступлений. Общая уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. Должностные экономические преступления. Судебная практика при рассмотрении дел, связанных с налоговыми преступлениями.
курсовая работа , добавлен 19.10.2011
Основные виды и содержание преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Преступления в сферах денежно-кредитного обращения и финансовой и фискальной деятельности государства. Родовой и видовой группы объектов преступлений.
реферат , добавлен 01.08.2010
Понятие, основные виды и классификация преступлений в сфере экономической деятельности. Характеристика экономических преступлений. Проблемы квалификации в судебно-следственной практике. Преступления, нарушающие порядок обращения денег и ценных бумаг.
реферат , добавлен 15.09.2013
Особенности развития норм о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности, хозяйственные преступления в современном уголовном праве. Объективная и субъективная стороны преступлений, характеристика элементов преступлений в предпринимательстве.
дипломная работа , добавлен 28.07.2010
Понятие преступлений в сфере экономической деятельности. Анализ иных признаков составов преступлений в сфере экономической деятельности. Характеристика проблемы применения нормы об освобождении от уголовной ответственности за совершение преступлений.
курсовая работа , добавлен 24.07.2013
Понятие и виды преступлений, совершаемых в сфере экономики. Комплексный анализ современного состояния преступности в сфере экономики, совокупности обуславливающих его экономических, политических, правовых, психологических и организационных факторов.
курсовая работа , добавлен 29.05.2015
Проблема возникновения преступлений в сфере безопасности производства, а также причины и условия этому способствующие. Анализ существующих методов борьбы с преступлениями в сфере безопасности производства и их эффективность.
курсовая работа , добавлен 01.02.2007
Формирование и развитие института уголовной ответственности за преступления в в сфере интеллектуальной собственности. Виды преступлений. Уголовная ответственность за преступления в сфере интеллектуальной собственности в современном законодательстве.