Тибетский оракул карты. Обмен разумами: интервью с государственным оракулом Тибета. О традиции Государственного оракула Тибета

Тибетский оракул карты. Обмен разумами: интервью с государственным оракулом Тибета. О традиции Государственного оракула Тибета

Нейчунг Кутэн-ла - Государственный оракул Тибета (БР № 28, с.21-23)

Одним из главных божеств-защитников буддизма и Тибета со времен Гуру Падмасамбхавы является Пехар. Одно из основных пяти проявлений Пехара - Дорже Драгдэн - доступно для общения через медиума -- Государственного оракула Тибета из ньингмапинского монастыря Нэйчунг. Тибетское правительство и высшее духовенство обращается за советами к Дорже Драгдэну довольно часто, и Далай-лама говорит, что его предсказания всегда верны.

Об истории нынешнего медиума рассказывает Шарпа Тулку V:

<Предыдущим медиумом был дост. Лозанг Жигме - тринадцатый в линии Государственных медиумов из Нэйчунга. В 1959 году, вследствие китайского вторжения и репрессий, он вынужден был покинуть Тибет, но продолжал выполнять свои обязанности медиума Государственного оракула в Индии вплоть до своей смерти в 1984 г. Вскоре после его кончины Его Св. Далай-лама составил специальные молитвы для обнаружения нового медиума. Эти молитвы с великой верой читались монахами монастыря Нэйчунг и других религиозных центров тибетской общины.

Следующей весной при совершении специального ритуала перед священной статуей оракула один из монахов Нэйчунга - дост. Тубтэн Нгодуб - самопроизвольно вошел в транс. Об этом случае было немедленно доложено Его Святейшеству. Дост. Тубтэн Нгодуб был приглашен в резиденцию Его Святейшества и получил наставление совершить созерцание мандалы Хаягривы с множеством повторений мантры, огненных подношений и т.д. Все было выполнено согласно наставлениям. После этого Его Святейшество предложил Дост. Тубтэну Нгодубу войти в транс в Его присутствии, во время которого Его Святейшество испытал нового медиума, следуя традиции.

Затем 22 мая в храме Тегчен Чойлинг (главном храме Дхарамсалы) дост. Тубтэн Нгодуб официально осуществил транс в присутствии Его Святейшества, членов правительства, представителей Тибетской народной ассамблеи, а также высших лам и монахов. Это было его первым официальным публичным появлением в традиционном костюме Оракула Нэйчунга. 4 сентября 1985 г. на аудиенции у Его Святейшества Далай-ламы он был официально возведен на трон как Четырнадцатый Медиум Нэйчунга.

Дост. Тубтэн Нгодуб родился в Пари в Тибете. Его отец - Чжамьян Кунсанг -- потомок знаменитого ламы-тантриста Нга-дак Ньянг-рэлва из школы Сакья.

После вторжения Китая Тубтэн Нгодуб со своей семьей оказался среди беженцев в Индии. В 1971 г. он стал монахом монастыря Нэйчунг, восстановленного в Дхарамсале. Здесь он прошел строгую школу духовной и художественной традиции этого монастыря. После окончания обучения он был назначен старшим по ритуалам. Именно во время службы в этом качестве святые силы избрали его Четырнадцатым Медиумом государственного Оракула Нэйчунга.>

В октябре 1997 г. оракул посетил Россию по приглашению президента Калмыкии.

Интервью с Оракулом Нэйчунга.

В. - Однажды в лекции геше Тинлэя, отец которого тоже был оракулом, я услышала, что опыт оракулов в Тибете может некоторым образом подтверждать наличие перерождений. Этот опыт и переживания столь особенны, может быть, сходны с процессами умирания... Что думаете об этом Вы, может ли Ваш опыт являться доказательством теории перерождений?

О. - Я не могу точно сказать, правильно это или неправильно, но по моему личному взгляду, если вы основываете свои воззрения на перерождения на таком процессе, это не будет в достаточной степени согласовываться с буддийским учением. Концепция перерождения основывается на очень тонком уровне сознания, которое, хотя невечно и непостоянно, но имеет продолженность. Этот продолжающийся поток наитончайшего сознания, - субстанция, которая принимает новое рождение. В случае же с трансом оракула - ситуация другая, поскольку это наитончайшее сознание никуда не переходит. Если основывать теорию перерождения на примере с трансом оракула, тогда существо мудрости должно будет остаться в теле оракула, но это не так, ибо мы видим это существо бестелесным. Кроме того, когда мы умираем и принимаем перерождение, есть несколько стадий этого процесса: белое видение, ясный свет и т.п. Но когда я вхожу в транс, я не имею всех этих переживаний. В практике тантры Этапа зарождения используются процессы умирания, зарождения, проделываются практики медитации, имеющие название <применение трех тел на пути> .

В.- Таким образом, получается, что во время транса в теле пребывают два сознания?

О. - Естественное сознание остается, но становится меньше . Вообще, если углубляться в эту тему, то ведь есть 51 вид сознания, но из них одно главное. В рассматриваемых процессах сохраняется основное сознание, поддерживается главная его функция, и когда существо мудрости овладевает естественным сознанием (риг-па), оно становится как бы беспомощным, недействующим. У нас есть, например, различные виды сознания, отвечающие за восприятие: зрительное сознание, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и умственное. Когда существо мудрости входит в мое тело, оно овладевает всеми видами чувственного сознания изнутри сознания умственного.

В. - Современные ученые не имеют научных объяснений феномену оракула. Как Вы думаете, что из всего известного Вам могло бы явиться убедительным для науки подтверждением существования божества?

О. - Когда божество входит в мое тело, оно носит на себе такие неподъемные по тяжести наряды, которые я не способен надевать и носить в обычном состоянии. Кроме того, оно делает предсказания, и они верны. Если бы не божество, как это могло бы происходить?

Вообще же, позиции буддизма и современной науки сходны. И в буддизме еще полтора тысячелетия тому назад утверждались такие вещи, которые не могли быть доказаны наукой, например существование других планет и солнечных систем. Или существование бактерий и т.п.: их невозможно было рассмотреть и тем более изучать, а Будда говорил о том, что они существуют. Так же Будда говорил, что сущесвуют перерождения.

Кто может увидеть перерождение? Но базируясь на том, что невозможно увидеть новое рождение человека, мы не можем утверждать, что перерождение не существует. Даже некоторые, кто не верит в это, -- сталкиваются с тем, что их дети сами говорят родителям о своем прошлом рождении, приводя их в сильное раздражение. Подобна же и ситуация с учеными, когда научными исследованиями они не могут доказать, что перерождения существуют, но не могут и отрицать некоторых фактов.

Если вы хотите обосновать веру в перерождения, вам нужно понимание кармы: закона причинно-следственной связи, что не так трудно. Например, можно видеть, как даже дети одних родителей, хотя обладают одинаковыми генетическими данными, имеют совершенно разные предрасположенности, интеллект и т.д. Значит, каждый из них должен иметь индивидуальные причины для этого. Мы называем это кармой.

В. - Скажите, пожалуйста, от себя несколько слов для нашего журнала.

О. - Иногда в журналах появляется информация, которая кажется важной, но в действительности не приносит пользы. Иногда, наоборот, какие-то материалы представляются неважными, но в действительности полезны.

Для основных религий, которые признаются российским правительством: христианства, ислама, буддизма и иудаизма, важно при различном понимании религии сохранять гармоничные отношения друг с другом, и для этого имеет значение деятельность журналистов.

В. - По поводу проблемы гармоничных отношений в религии: порой бывает трудно разобраться, какая из религиозных традиций является аутентичной, и какая нет. И в буддизме появляются личности, которые творят новые варианты традиции. Есть ли какой-то критерий, в соответствие с которым легко было бы разобраться, что является настоящим Учением?

О. - Если можно проследить линию данного Учения до самого Будды, или если известно, что эта традиция существовала столетиями и принесла людям, ее практиковавшим, много пользы, то это авторитетное Учение. Но на протяжении веков Учение могло искажаться. В этом плане нужно знать, например, что Будда не утверждал необходимость обращения всех людей в буддизм, скорее, из великого милосердия Он давал Учение тем, кому оно было необходимо.

У нас в Тибете существуют четыре основные традиции буддизма: ньингма, сакья, гелуг, кагью и тибетская религия бон. Для всех четырех школ корнем является Дхарма Будды. Гуру Падмасамбхава принес буддизм в Тибет - так возникла ньингма, - но корнем было Учение Будды. Позднее Марпа принес учения из Индии, - так возникла Кагью, - но и ее корнем было Учение Будды. Учение будды Шакьямуни могло изменить формы из-за различия в предрасположенностях, способностях, заслугах людей.

И так во всех религиях, ведь все они появились в свое время из-за явления в мир просветленных существ, которые хотели принести людям пользу, научить их добру. И мы видим, что люди, занимающиеся религиозной практикой, чувствуют себя намного более счастливыми и спокойными.

В качесте отрицательного примера можно привести геше Кэлсан Гьяцо, который инициировал другой вид традиции, секты, в которой Будда Шакьямуни рассматривается как первый Учитель, лама Цонкапа - как второй Будда, а третий Будда - он сам; а как воплощение Манджушри рассматривается дух-охранитель Дорже Шугдэн. Поскольку он не основывает свое учение на том, чему в действительности учил Будда, -- это нечто новообразованное, - такое учение не будет успешным, а скорее, может быть вредным.

В последнее время появлялось также много Учителей, которые учат, что не надо практиковать никаких традиций, кроме их собственной. Это приводит к недопониманию, поскольку можно подумать, что, если ты получил посвящение в какую-то традицию, скажем, Гелуг, то тебе не разрешается и даже запрещается получать учения в традиции Сакья, Ньингма и Кагью. Это совершенно неверно. Единственно, что тут резонно, это то, что, практикуя ньингма, мы не должны смешивать это с практикой Гелуг и т.п. Но сам практикующий должен быть способным понимать и практиковать все различные традиции.

В. - Может ли случиться, что, как столетия тому назад, кто-то сможет создать новую традицию, как Атиша, например?

О. - Перед приходом Атиши в Тибет буддизм был разрушен, и существовала необходимость восстановления. Именно Атиша заново начал распространять буддизм в Тибете, передавая Прибежище, обеты и т.д. Для тибетцев тогда это было новым Учением, но для самого Атиши оно не было новым - это было просто Учение Будды. Вообще же, если говорить о новых учениях, нужно помнить, как учил Будда, - он учил разных людей, имеющих 84 тысячи различных омрачений сознания, 84 тысячам противоядий от этих омрачений. Если этого недостаточно и в наши дни найдутся новые типы омрачений, новое учение может быть создано, но необходимо, чтобы оно основывалось на Учении Пробужденного.

(Интервью взяла М.Кожевникова)


Как-то однажды профессиональный интерес к буддизму привел меня в город Дхарамсалу в Северной Индии. Здесь я была принята в Библиотеку тибетских рукописей и архивов (Library of Tibetan Works and Archives) в качестве иностранного слушателя курса буддийской философии.

Скромная квартира, которую я снимала, находилась между комплексом библиотеки и монастырем Нейчунги - оракула Далай-ламы ХIV. Если в библиотеке я пополняла теоретические знания, то в монастыре уже соприкасалась с «живым» буддизмом. Оттуда каждое утро доносились звон колоколов и песнопения буддийских монахов. Иногда я видела самого хозяина монастыря, он всегда улыбался и вежливо здоровался. Кто он такой? И какую роль он играет в тибетском правительстве в изгнании?

У них с давних пор существуют мужчины и женщины, которые действуют как посредники между миром людей и миром духов. Их целью является не только предсказание будущего, как можно было бы предположить. Помимо этого оракулы могут быть призваны как охранители, а в некоторых случаях к ним прибегают как к целителям. И хотя принято говорить об оракулах как о людях, это делается только для удобства. Согласно буддийской традиции они могут быть определены как «духи», которые входят в физические тела конкретных людей и через них общаются с миром людей.

Самые значительные из них - те, услугами которых пользуется тибетское правительство. Главным из них является оракул Нейчунга, через него вещает Дорже Дракден, один из божеств-хранителей Далай-лам. Когда Далай-лама IV (1617-1682) стал духовным и светским правителем Тибета, Дорже Дракден впервые установил с ним контакт. В честь него Далай-лама IV построил специальный монастырь и назвал его Дорже Драйанг Линг. Обитель была оформлена как официальная резиденция Государственного оракула Тибета. Дорже Дракден был назначен личным покровителем всех последующих Далай-лам.

Во времена культурной революции в Китае монастырь оракула Нейчунги был полностью разрушен, а его монахи изгнаны из страны. Благодаря спонсорской помощи зарубежных гуманитарных организаций тибетцы восстановили монастырь - но уже в Дхарамсале в Индии. Он был официально открыт и освящен Далай-ламой ХIV 31 марта 1985 года. В настоящее время в нем насчитывается свыше 70 монахов, возглавляемых Нейчунгой.

О двух последних оракулах монахи рассказали мне следующее. Лобсанг Жигме, в тело которого во время транса входил Дорже Дракден, то есть Нейчунга, был тринадцатым оракулом Далай-ламы. Он умер в 1984 году в Индии, достигнув преклонного возраста и честно послужив тибетскому народу.

В течение последующих трех лет монастырь жил без своего оракула, но его монахи по просьбе Далай-ламы многократно устраивали специальные церемонии, призванные вернуть его. Однажды во время очередной церемонии монах Тубтен Нгодуб, сидевший среди своих собратьев, внезапно впал в транс. Согласно тибетской традиции это означало, что его телом овладел дух Нейчунга, который таким образом дал понять, что до тех пор, пока жив Тубтен Нгодуб, он будет приходить к ним через его тело. О случившемся незамедлительно доложили Далай-ламе, он встретился с новым медиумом и дал ему, как полагается в таких случаях, несколько советов, в частности, пройти трехмесячный ритрит - особый вид буддийской медитации, помогающий подготовить ум и тело к контакту с духом. Официально Тубтен Нгодуб был признан Государственным оракулом Тибета с сентября 1987 года. Тогда ему было 29 лет.

Поскольку я жила в двух шагах от монастыря оракула, то иногда общалась с ним. В жизни Тубтен Нгодуб был обычным человеком, не склонным к многословию, но всегда подчеркнуто вежливым и доброжелательным. Быть оракулом, по его признанию, очень сложно. Особенно трудно ему дается восстановление физического тела после транса, когда в нем побывал дух Нейчунга.

Как-то я поинтересовалась у Тубтена, не происходили ли в детстве с ним какие-нибудь вещи, которые предвещали о таком будущем. Он сказал, что рос самым обыкновенным мальчиком, разве что иногда видел вещие сны. Об одном из них он рассказал следующее:

«Я родился и вырос в той части Тибета, где вообще деревья не растут. Там только голые горы да мелкие кустарники. В 1966 году, когда мне было девять лет, моя семья была вынуждена бежать из оккупированного китайцами Тибета в Индию через Бутан. Накануне мне приснился сон: моя семья находится во дворе дома, который был выстроен в стиле, отличном от тибетского. Вокруг росли большие деревья, они были очень густые. Кругом цвели разноцветные цветы. Вдали виднелись высокие горы. Такого в Тибете я никогда не видел. Утром сказал отцу об этом сне, но он не придал этому никакого значения. В глубоких сумерках мы добрались до селения Шишинган в Бутане, где жили тибетские беженцы. Нас приютила одна семья. Мы проспали ночь, утром я вышел на улицу и увидел точно ту картину, что видел во сне. Я этот сон помню, как будто видел его прошлой ночью».

Далай-лама советуется с Нейчунгой при решении особо важных дел. «Сам я встречаюсь с ним несколько раз в году, - рассказывает Далай-лама ХIV. - Это может звучать неестественно для западного читателя XXI века. Даже некоторые тибетцы, особенно те, которые считают себя «прогрессивными», имеют предубеждение против использования мною этого древнего метода получения информации. Но я делаю это по той простой причине, что ответы оракула всякий раз, когда я задавал ему вопрос, оказывались верными. Не хочу сказать, что полагаюсь исключительно на совет оракула. Вовсе нет. Я спрашиваю его мнения так же, как советуюсь с собственной совестью. Я считаю божество своей «верхней палатой». Нижнюю палату составляет Кашаг (Парламент). Как и всякий другой лидер, я консультируюсь с ними обеими, перед тем как принять решение по государственным вопросам. Иногда в дополнение к совету Нейчунги я принимаю во внимание определенные предсказания».

В один из дней после нового года оракул входит в транс. Эта традиция существует у тибетцев уже сотни лет. В состоянии транса оракул обычно делает предсказания: ему задают конкретные вопросы, он на них отвечает. Если ожидается что-то плохое, он об этом не только сообщает, но и пытается предотвратить. И, наоборот, усиливает положительное влияние благоприятных предзнаменований. Нейчунга делает предсказания только глобального характера - например, о положении в мире, будущем тибетского народа, результатах переговоров между главами тибетского правительства и других стран и т.д. Он никогда не берется предсказывать будущее отдельного человека. С подобной просьбой к нему даже бессмысленно обращаться.

Как-то однажды я спросила его, не собирается ли он приехать в Россию, на что получила ответ: «Я уже несколько раз бывал в вашей стране. Когда впервые приехал к вам, это было во время перестройки, очень сложно было разговаривать с людьми, сильно сказывались последствия атеистической идеологии. Но с тех пор многое изменилось в России, сейчас вы стали более открытыми и восприимчивыми к духовным знаниям. Поэтому мне есть о чем с вами говорить в следующий раз».

На протяжении многих столетий это гадание было важной частью культуры Тибета, ведь, согласно древнему преданию, его даровал людям сам бог мудрости Манджушри. Основой тибетского оракула является мантра этого божества, поделенная на шесть слогов.

Для гадания понадобится кубик, на гранях которого написаны шесть слогов: АХ, НА, ДХИ, ЦА, РА, ПА (подойдет как обычный детский кубик, так и сделанный самостоятельно из картона).

Ворожба должна проходить в полном одиночестве и тишине. Посидите минуту, думая о ближайшем будущем и держа в руках кубик, после чего бросьте его 2 раза и смотрите значение выпавшего сочетания слогов.

«АХ» - «АХ» - гармония во всех сферах жизни. Ничего не бойтесь и реализуйте самые смелые планы.

«АХ» - «НА» - не форсируйте события: это грозит непоправимыми последствиями. Есть риск простудных заболеваний.

«АХ» - «ДХИ» - время незначительных волнений и быстро проходящих болезней. Небольшое утомление, которое улетучится в кругу семьи. Гарантированная поддержка друзей в трудную минуту. Крепкое финансовое положение.

«АХ» - «ЦА» - полный штиль в делах. Рутину может развеять путешествие, для которого сейчас самое время.

«АХ» - «РА» - даже незначительная помощь близким может заложить крепкий фундамент для вашего будущего благополучия.

«АХ» - «ПА» - возможно прибавление в семействе. Соблюдайте осторожность в делах и не ввязывайтесь в авантюры.

«НА» - «АХ» - возможны небольшие проблемы со здоровьем. На работе самое время налаживать добрые отношения с начальством и коллегами. Избегайте разногласий с любимыми - ссора затянется.

«НА» - «НА» - время новых планов, которые принесут благодатные плоды. Карьерные достижения и успех в делах сердечных.

«НА» - «ДХИ» - не пасуйте перед трудностями: нерешительность помешает делам и любви.

«НА» - «ЦА» - не провоцируйте конфликты в семье и не принимайте быстрых решений: они могут быть ошибочны.

«НА» - «РА» - бездумные траты могут пробить брешь в бюджете.

«НА» - «ПА» - больше времени проводите с друзьями: совсем скоро вам понадобится их поддержка. Переедание может вызвать рецидив старой болезни.

«ДХИ» - «АХ» - проводите больше времени в кругу семьи, иначе серьезные разногласия неминуемы. Можно позволить потратить больше денег, чем обычно: средства быстро вернутся назад.

«ДХИ» - «НА» - дадут о себя знать старые недуги, однако они скоро «успокоются». Настойчивость принесет успех даже в самой безнадежной ситуации.

«ДХИ» - «ДХИ» - успех на работе гарантирован, здоровье в порядке. Самое время налаживать отношения с любимыми.

«ДХИ» - «ЦА» - настала пора заняться семьей, за служебные дела и здоровье беспокоиться не стоит.

«ДХИ» - «РА» - незначительные болезни могут расстроить планы на ближайшее будущее. Возможна романтическая встреча.

«ДХИ» - «ПА» - новое дружеское знакомство, которое окажется очень полезным в будущем.

«ЦА» - «АХ» - вам нужен отдых. Отправляйтесь в поездку или путешествие.

«ЦА» - «НА» - неприятности во многих сферах жизни. Лучше затаиться и не делать резких движений.

«ЦА» - «ДХИ» - на работе период застоя. Самое время налаживать отношения с любимыми и уделять больше внимания детям.

«ЦА» - «ЦА» - обратите внимание на Здоровье, займитесь профилактикой болезней. На работе небольшие конфликты, которые пройдут без последствий.

«ЦА» - «РА» - деловой и финансовый успех. Однако нужно быть осторожными: удача может вызвать интриги врагов и завистников.

«ЦА» - «ПА» - в семье назревают конфликты. Не сближайтесь с новыми знакомыми: они могут принести серьезные неприятности.

«РА» - «АХ» - обострение застарелых болячек. Неожиданный приход денег.

«РА» - «НА» - рутина начнет обременять, но не стоит искать отдушину в развлечениях. Определитесь с тем, чего хотите.

«РА» - «ДХИ» - время романтики. Не скупитесь на подарки детям и любимым - так дни радости и счастья задержатся в доме надолго.

«РА» - «ЦА» - не бойтесь рисковать. Сейчас цель оправдывает средства.

«РА» - «РА» - небольшие проблемы в служебных делах. Друзья окружают вас, их связи принесут богатство.

«РА» - «ПА» - опасное время. Запаситесь терпением и надейтесь только на себя. Все испытания вам по силам.

«ПА» - «АХ» - в ближайший месяц не следует доверять даже проверенным друзьям. Возможны расстройства желудка и печени.

«ПА» - «НА» - не следует вольно обращаться с деньгами - пока есть возможность, следует отложить кое-что из доходов на черный день.

«ПА» - «ДХИ» - не игнорируйте никаких приглашений, так как даже на самых обыденных дружеских посиделках есть возможность завести полезное знакомство.

«ПА» - «ЦА» - будьте готовы встретить неприятности во всеоружии: вероятны интриги в коллективе.

«ПА» - «РА» - не обольщайтесь кажущимся благополучием. Все может измениться в любую минуту.

«ПА» - «ПА» - возможны воспалительные заболевания. С врагами удастся примириться. Потерянное найдется.

Тибетское правительство и высшее духовенство обращается за советами к Дорже Драгдэну довольно часто, и Далай-лама говорит, что его предсказания всегда верны.

Об истории нынешнего медиума рассказывает Шарпа Тулку V:

Предыдущим медиумом был дост. Лозанг Жигме - тринадцатый в линии Государственных медиумов из Нэйчунга. В 1959 году, вследствие китайского вторжения и репрессий, он вынужден был покинуть Тибет, но продолжал выполнять свои обязанности медиума Государственного оракула в Индии вплоть до своей смерти в 1984 г. Вскоре после его кончины Его Св. Далай-лама составил специальные молитвы для обнаружения нового медиума. Эти молитвы с великой верой читались монахами монастыря Нэйчунг и других религиозных центров тибетской общины.

Следующей весной при совершении специального ритуала перед священной статуей оракула один из монахов Нэйчунга - дост. Тубтэн Нгодуб - самопроизвольно вошел в транс. Об этом случае было немедленно доложено Его Святейшеству. Дост. Тубтэн Нгодуб был приглашен в резиденцию Его Святейшества и получил наставление совершить созерцание мандалы Хаягривы с множеством повторений мантры, огненных подношений и т.д. Все было выполнено согласно наставлениям. После этого Его Святейшество предложил Дост. Тубтэну Нгодубу войти в транс в Его присутствии, во время которого Его Святейшество испытал нового медиума, следуя традиции.

Затем 22 мая в храме Тегчен Чойлинг (главном храме Дхарамсалы) дост. Тубтэн Нгодуб официально осуществил транс в присутствии Его Святейшества, членов правительства, представителей Тибетской народной ассамблеи, а также высших лам и монахов. Это было его первым официальным публичным появлением в традиционном костюме Оракула Нэйчунга. 4 сентября 1985 г. на аудиенции у Его Святейшества Далай-ламы он был официально возведен на трон как Четырнадцатый Медиум Нэйчунга.

Дост. Тубтэн Нгодуб родился в Пари в Тибете. Его отец - Чжамьян Кунсанг -- потомок знаменитого ламы-тантриста Нга-дак Ньянг-рэлва из школы Сакья.

После вторжения Китая Тубтэн Нгодуб со своей семьей оказался среди беженцев в Индии. В 1971 г. он стал монахом монастыря Нэйчунг, восстановленного в Дхарамсале. Здесь он прошел строгую школу духовной и художественной традиции этого монастыря. После окончания обучения он был назначен старшим по ритуалам. Именно во время службы в этом качестве святые силы избрали его Четырнадцатым Медиумом государственного Оракула Нэйчунга.>

В. - Однажды в лекции геше Тинлэя, отец которого тоже был оракулом, я услышала, что опыт оракулов в Тибете может некоторым образом подтверждать наличие перерождений. Этот опыт и переживания столь особенны, может быть, сходны с процессами умирания... Что думаете об этом Вы, может ли Ваш опыт являться доказательством теории перерождений?

О. - Я не могу точно сказать, правильно это или неправильно, но по моему личному взгляду, если вы основываете свои воззрения на перерождения на таком процессе, это не будет в достаточной степени согласовываться с буддийским учением. Концепция перерождения основывается на очень тонком уровне сознания, которое, хотя невечно и непостоянно, но имеет продолженность. Этот продолжающийся поток наитончайшего сознания, - субстанция, которая принимает новое рождение. В случае же с трансом оракула - ситуация другая, поскольку это наитончайшее сознание никуда не переходит. Если основывать теорию перерождения на примере с трансом оракула, тогда существо мудрости должно будет остаться в теле оракула, но это не так, ибо мы видим это существо бестелесным. Кроме того, когда мы умираем и принимаем перерождение, есть несколько стадий этого процесса: белое видение, ясный свет и т.п. Но когда я вхожу в транс, я не имею всех этих переживаний. В практике тантры Этапа зарождения используются процессы умирания, зарождения, проделываются практики медитации, имеющие название



top