Права родителей социально опасном положении. Доклад «Система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении. Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах

Права родителей социально опасном положении. Доклад «Система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении. Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах

Краевое государственное автономное учреждение

«Комплексный центр социального обслуживания «Тесь»

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЕЙ

«ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ,

НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Составитель:

Овчаренко Татьяна Викторовна, педагог-психолог социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних

Проблема не в том, что люди делают неверные выборы, а в том, что не хватает выборов, когда это необходимо.

Каждый из на сделает наилучший выбор доступный его модели мира.

Выборов не хватает не в самом мире, а в модели мира индивида.

Пояснительная записка

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, так в Минусинском районе 54 семьи находятся в социально-опасном положении (далее СОП), и в них воспитывается 118 детей. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

В Минусинском районе семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года. На сегодняшний день работы с такими семьями в Минусинском районе уже работает 23 специалиста-координатора.

Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Использование элементов новых технологий с семьями, находящимися в СОП, в работе социально-реабилитационного отделения КГАУ «КЦСО «Тесь» принесли хороший результат. За I полугодие 2009 года поступило 34 ребенка, возвращено в родную семью 18 детей, в замещающую – 6. КДН Минусинского района 6 семей снято с учета банка семей, состоящих в СОП. Возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.

Цель программы – развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

Принципы программы:

    Актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в СОП.

    Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.

    Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.

    Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в СОП, как к равноценному, равноправному партнеру.

    Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.

    Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Методологической основой для написания данной программы явились:

    Структурная теория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматриваются такие параметры семейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие функционирование семьи как системы;

    Теория семьи как системы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональные процессы в семье и гибкость семейной системы, включая ее способность переходить с одного этапа жизненного цикла на другой;

    Теория отношений В.Н. Мясищева, в основе которой лежит представление о личности как системе отношений с миром, людьми и самим собой, позволяющая проанализировать жизнедеятельность членов семьи во взаимосвязи их общения и взаимоотношений;

    Концепция Л.С. Выготского о социальной ситуации развития ребенка, рассматривающая комплекс особенностей развития: иерархии деятельности и психологических новообразований;

    Теория самоактуализации и личностного роста А.Маслоу, которая рассматривает влияние неблагополучного окружения и родительского воспитания на проявление вредных привычек у детей, уменьшение их эмоциональной гибкости и способности воспринимать все новое – качества, необходимые индивиду для того, чтобы он мог эффективно действовать в различных ситуациях.

    Материалы аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», г.Москва: Программа диагностики детско-родительских отношений в семьях несовершеннолетних группы риска, Программа психопрофилактической работы с несовершеннолетними, не употребляющими наркотики, но вовлеченными в «жизнь улиц»

Отличительной чертой программы «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» является следующее:

    Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые специалистами СРОдН

    Программа ориентирована на ближайшее будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов

    Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в СОП, как с равноправными и равноценными партнерами.

Перспектива работы программы – совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрение новых технологий работы с семьей. Вывод семей из социально опасного положения.

Этапы реализации программы

Реализация программы идет в двух направлениях.

Первое направление – работа с родителями или семьями Минусинского района, находящимися в СОП, и координация деятельности всех органов и учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Второе направление - это методическая работа со специалистами-координаторами, за которыми закреплены семьи Минусинского района, находящиеся в СОП, и дополнительно подключены специалисты органов Управления образованием, школьные педагоги, КДН, Управления социальной защитой населения Минусинского района, медицинские работники, главы поселковых администраций.

Основная идея программы – выведение семей из социально опасной ситуации и профилактика и предупреждение семей, находящихся на грани социально опасной ситуации.

Целью методов работы с семьей, находящейся в СОП – возврат семьи в социум и повышение социального статуса семьи.

Программа решает следующие задачи:

    помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи

    научить ставить ближние и дальние цели

    содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства

    оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям.

На всех этапах работа с родителями затрагивает разные сферы их жизнедеятельности – как личности, как родителя, как работника, как члена общества и т.д. Успешная реализация себя во многих сферах жизнедеятельности является хорошим внутренним ресурсом. И чем больше ролей может играть человек, тем более гибким становится его поведение, а, значит, и повышается стрессоустойчивость человека к разным социально-экономическим изменениям.

На первом этапе ознакомительном – выезжает мобильная бригада из педагогов-психологов, социального педагога, юриста СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь», председателя Комиссии по делам несовершеннолетних Минусинского района, специалистов Управления социальной защиты и специалистов Управления образования Минусинского района. Семьи получают консультацию того специалиста, который может разрешить их проблему, проводит диагностику детско-родительских отношений.

Затем идет обсуждение со специалистами, видение проблемы семьи с разных сторон, как можно помочь семье.

Специалистами СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» совместно с семьей подписывает трехсторонний договор. Затем проводится наблюдение за изменениями в семье согласно договора, которые фиксируются в Совместном плане. На первом этапе планируются ближние цели, отвечающие за обустройство быта, поиск работы, восстановление связи со школой, такие как убрать квартиру, побелить, постирать, засадить огород, встать на учет в Центр занятости, обеспечить школьными принадлежностями (купить тетради, ручки …) и т.п.

Этап завершается тренингом для родителей, цели которого определены по ознакомительным встречам, консультациям. Он направлен на поиск внутренних ресурсов, их оптимизацию и активизацию.

Методы работы с семьей на I этапе:

    Знакомство с семьями.

    Выезд мобильной бригады

    Метод совместного планирования работы с семьей или составление трехстороннего договора между родителями, ребенком, специалистами СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь»

    Консультации специалистов

    Тренинги с родителями

    Сопровождение семей в межтренинговый период в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов

Второй этап работы начинается с ноября 2009 года. Также как и на предыдущем этапе, работает выездная мобильная бригада, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подводение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

    Выезд мобильной бригады

    Тренинги с родителями

    Консультации специалистов

    Сопровождение семей в межтренинговый период в виде консультаций специалистов, наблюдений специалистов-координаторов

Третий этап в работе с семьейнаправлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

    Выезд мобильной бригады

    Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП

    Тренинги с родителями

    Консультации специалистов

    Сопровождение семей в межтренинговый период в виде консультаций специалистов, наблюдений специалистов СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь»

    Подключение к решению проблем семьи органов самоупраправления, работников культуры, медицины

    Вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства

    Выведение семьи из банка данных семей, находящихся в СОП

Конечным итогом работы программы считается вывод семьи из банка данных семей, находящихся в СОП.

К сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей - все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию .

Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, "застревают" в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют на поведение подростков, жестоко обращаются с ними, - имеет статус семьи, находящейся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними .

Термин "семья, находящаяся в социально опасном положении" появился относительно недавно, поэтому в большинстве источников вместо него употребляется другой термин "неблагополучная семья". По значению они равносильны.

Государственной Думой 21 мая 1999 года принят Федеральный закон № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" .

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно этому закону "семья, находящаяся в социально опасном положении , - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними" .

В зону социально-экономического и психолого-педагогического риска (а соответственно, пристального внимания социально-психологической службы школы) попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, характеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка .

Основными особенностями семьи, находящейся в социально опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т.п.

Асоциальная семья, в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков . Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государственных и общественных структур к неблагополучным семьям.

Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении, исходя из оснований, отрицательно характеризующих семью:

1. Группы социально-экономического и психолого-педагогического риска - это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной характеристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т.п.) .

Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно-эмоциональная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непроизвольно втягивается ребенок. Отчетливо вырисовывается педагогическая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка .

Ситуативно, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одного или обоих родителей .

3. Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семейных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка нищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью "эффективного воспитания". Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей имеют место случаи особой семейной жестокости .

Семьи, находящиеся в социально опасном положении, с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты .

Часто эти явления имеют место по причине педагогической несостоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразованные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на собственном негативном отношении к жизни. Как правило, в таких семьях психологические переживания родителей из-за бедственного материального положения, безработицы выливаются в жестокое обращение с детьми. Нередко отклонения в психике родителей приводят к деспотизму, вызывают сильное недовольство своими детьми из-за невыполненных ими завышенных родительских требований. Зачастую усталость и депрессия родителей является результатом их психологической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами .

4. Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, - не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте.

социальная работа семья дисфункциональная

Асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации .

Как правило, семья, находящаяся в социально опасном положении, характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей.

Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в таких семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи .

Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интеграции в общество как полноправных и полноценных его граждан . Самоустранение родителей от своих обязанностей возникает в связи с отсутствием необходимого уровня общей и педагогической культуры, что требует дополнительных усилий от специалистов школы по социально-педагогическому и специально-психологическому сопровождению неблагополучной семьи. Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи .

Изучив и проанализировав собранную нами информацию о семьях, находящихся в социально опасном положении, мы пришли к выводу, что можно выделить общие для всех семей, находящихся в социально опасном положении, особенности, это :

1) отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;

2) уклонение от исполнения родительских обязанностей, перекладывание их на школу;

3) конфликтность всех членов семьи, их агрессивное отношение к окружающим;

4) отсутствие надзора за несовершеннолетними;

5) злоупотребление родительскими правами (жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами, и т.д.)

Основными критериями отнесения семей к этой категории являются :

неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.);

отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);

вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);

жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);

отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка).

Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семей, не способных к самостоятельному существованию, "выталкивание" детей на улицу, склонение или побуждение их к асоциальному образу жизни .

В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорректных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.

Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.) дома таких семей становятся "притонами", где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.

Под несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении понимается лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия .

Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, "хроническая" безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы .

Что такое СОП?

СОП - социально опасное положение. В настоящее время термин «семья, находящаяся в социально опасном положении» принято рассматривать и понимать как:

1) медицинский - семья, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи.

2) социально-административный - семья, условия и уровень жизни которой расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей.

3) психолого-педагогический - семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

В каких случаях семья ставится на учет в СОП?

1. Неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий)

2. Отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, несоответствие жилья сонитарно-гигиеническим требованиям и т.д.)

3. Отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни)

4. Вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция)

5. Жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку)

6. Отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с детским садом, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпрепровождению ребенка)

7. Семьи, в которых дети совершили правонарушения и антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Завершение индивидуальной программы работы с состоящим в СОП ребенком осуществляется на основании улучшения жизненной ситуации ребенка.

Параметрами снятия с учета семей и несовершеннолетних из СОП являются 5 показателей:

· защищенность права на жизнь, безопасность;

· защищенность права на образование;

· защищенность прав на медицинское обслуживание;

· защищенность права на достойную жизнь, общение и развитие;

· отсутствие рецидива неблагополучия.

Специалисты, работающие с неблагополучными семьями, различают три степени неблагополучия : раннее неблагополучие, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение.

Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) - это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход. Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Показатели неблагополучия семьи, по которым семья ставится на учет в СОП

1. Социально-экономические : длительная безработица одного (обоих) родителей, нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства; длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток; расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей, необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями; задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно- коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные: антисанитария жилья, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка; противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические : родители имеют статус лиц без определенного места жительства; устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; родители или один из них посещает деструктивную секту; родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические: полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку; устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций; непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия; насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами; повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Своевременное выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, осуществляют:

Органы опеки и попечительства

Комиссии по делам несовершеннолетних

Комитеты, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:

Организации здравоохранения

Организации жилищно-коммунального хозяйства

Отдел образования

Учреждение образования

Иные государственные органы и организации в пределах своей компетенции.

К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

"...несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;..."

Источник:

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;..." Источник: Федеральный закон от 24.06...

    Официальная терминология

  • - в праве РФ лицо, не достигшее 18 лет. Данное понятие используется в разных отраслях права применительно к лицам в возрасте от 14 до 18 лет. В трудовом праве прием на работу лиц, не достигших 15 лет, по общему правилу,...

    Большой юридический словарь

  • - не достигший полных лет, кто еще не во всех годах, неполнолетний, недоросль или невозрастный, невзрослый, не возмужалый, недокунок; недостигший 21 года. Иногда употр...

    Толковый словарь Даля

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - НЕСОВЕРШЕННОЛЕ́ТНИЙ, -яя, -ее. Не достигший совершеннолетия. Несовершеннолетние дети. Охрана прав несовершеннолетних...

    Толковый словарь Ожегова

  • - НЕСОВЕРШЕННОЛЕ́ТНИЙ, несовершеннолетняя, несовершеннолетнее. Не достигший совершеннолетия. Несовершеннолетний возраст. Несовершеннолетний преступник...

    Толковый словарь Ушакова

  • - Коми. Пренебр. О слабоумном человеке. Кобелева, 80...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 4 был в опасности был под дамокловым мечом висевший на волоске висевший на ниточке...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 между жизнью и смертью...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 1 под ударом...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 обездоленный...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 стоячий...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 простертый...

    Словарь синонимов

"Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении" в книгах

Новелла девятая. Несовершеннолетний

Из книги Прутский Декамерон автора Савчук Алекс

Новелла девятая. Несовершеннолетний «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». Е.Винокуров Вся жизнь моя – несвязный монолог, где смех и грех текут одновременно, и если не заметил это Бог, то дьявол это видит

Изменчивый, находящийся под угрозой мир

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Изменчивый, находящийся под угрозой мир Мексиканцы, как и некоторые другие народы Центральной Америки, верили, что до нашего времени существовали несколько следовавших один за другим миров, каждый из которых превратился в руины из-за природных катаклизмов, стерших с

При опасном кровотечении

Из книги Чудо исцеления шепотом автора Матушка Стефания

При опасном кровотечении Три раза прошепчите шепотом следующие слова: Лягу благословясь, встану перекрестясь, выйду из дверей в двери, из ворот в ворота. Погляжу в чистое поле – едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, сечет и рубит по мертвому телу, не

3. Отец и сын Первый «несовершеннолетний правонарушитель»

Из книги История начинается в Шумере автора Крамер Сэмюэл Н

3. Отец и сын Первый «несовершеннолетний правонарушитель» В наши дни преступность несовершеннолетних стала серьезной проблемой. Пусть нам послужит утешением то, что в древности дело обстояло немногим лучше! Своенравные, непослушные и неблагодарные дети были наказанием

Глава VІ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ УКРАИНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том третий автора Коллектив авторов

Глава VІ НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ УКРАИНЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в В социально-экономической и политической жизни Украины первой половины XVIII в. получили дальнейшее развитие тенденции, зародившиеся в предыдущий период.

anterior, ius – передний, находящийся впереди

Из книги автора

anterior, ius – передний, находящийся впереди Примерное произношение: антЕриор («е» читаем ближе к «э»).Z: Я бегу во весь опор ВПЕРЕДИ пАНТЕРы. Кто спустил ее во двор, Юморист без меры! Обогнул уже свой двор Я четыре раза. Или я – АНТЕРИОР, Или съест,

posterior, ius – задний, находящийся сзади

Из книги автора

posterior, ius – задний, находящийся сзади Примерное произношение: постЭриор.Z: Эй! Солдатик на ПОСТу! Оглядываться надо. Враг (прости за прямоту) Атакует СЗАДУ! Но, справедливости ради, не только враг бывает сзади: ПОСТ скриптум, ПОСТ фактум, ПОСТ модерн и прочие ПОСТЫ. Часто

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 136. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении 1. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни положении, при возможности оказать такую помощь, или несообщение о таком положении лица надлежащим учреждениям или лицам, если это

Обеспечение безопасности в опасном мире

Из книги Работай как шпионы автора Карлсон Дж. К.

Обеспечение безопасности в опасном мире Разобравшись со своими факторами уязвимости и определив, каким образом конкуренты могут ими воспользоваться, вы можете обеспечить собственную безопасность. Вас удивляет, что это так просто? В мире бизнеса до сих пор господствует

Россия в опасном положении

Из книги автора

Россия в опасном положении

Россия в очень опасном положении… (Отрывки из замечаний во время обеда Линдона Ларуша с дипломатами, Вашингтон, 27 января 2011 г.)

Из книги автора

Россия в очень опасном положении… (Отрывки из замечаний во время обеда Линдона Ларуша с дипломатами, Вашингтон, 27 января 2011 г.) Очень немногие правительства адекватно оценили природу международной ситуации. В настоящее время разворачивается всеобщий экономический

Об опасном соблазне

Из книги Эксперт № 07 (2014) автора Эксперт Журнал

Об опасном соблазне section class="box-today" Сюжеты Молодые демократии: Фестиваль конкурентных девальваций Сало - сила /section section class="tags" Теги Молодые демократии Вокруг идеологии Долгосрочные прогнозы Политика на улице /section Распад Украины предсказывают всё больше самых

3. Он приветствует их как народ Божий, находящийся в мире

Из книги 1 Послание Петра автора Клоуни Эдмунд

3. Он приветствует их как народ Божий, находящийся в мире Что нового в утверждении Петра о возможности называть язычников народом Божьим, который избран Отцом, освящен Духом Святым и окроплен кровью нового завета? Чтобы подчеркнуть необычность своего заявления, апостол

Несовершеннолетний вагиерианец

Из книги Зимнее солнце автора Вейдле Владимир Васильевич

Несовершеннолетний вагиерианец В юности моей такизс строгих был я правил (меньше к этике относившихся, чем к эстетике), что не слышал и не видел ни одной оперетки. Больше того: эстетика тогдашняя моя такая была узкая, что и в итальянской опере, каждый год гастролировавшей в

Письмо 238 одному эгоисту, об опасном счастье

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 238 одному эгоисту, об опасном счастье Ты считаешь себя совершенно счастливым и доказываешь, что это счастье ты создал своими руками, без помощи Бога и людей. И поэтому отрицаешь святое правило, которое предлагает Церковь: человек должен молиться и оказывать

Глава 1. Теоретические основы социального сопровождения семей, находящейся в социально – опасном положении

Понятие семей, находящихся в социально – опасном положении

Роль семьи для человека любого возраста имеет огромное значение: в семье формируется и развивается личность человека, происходит его первичная социализация, овладение различными социальными ролями, закладываются основы духовно-нравственного воспитания, формируется характер, стереотипы поведения в семье и обществе, развивается умение общения с другими людьми.

То есть, человек учится быть человеком и становится личностью благодаря семье или вопреки тем отношениям и жизненным правилам, которые характеризуют самые различные семьи, находящиеся в социально – опасном положении.

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. ([ Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. - С.: Научная книга, 2009. 5, с.92 ])

Семья, находящаяся в социально – опасном положении это – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. [Воронцова М. В. Дубровская Т. А., Пискарева Н. В. Семьи «группы риска»: проблемы, пути решения. Монография. – Таганрог, 2009 .].

Термин «семья, находящаяся в социально – опасном положении» появляется относительно недавно, поэтому многие ученые вместо него употребляется термин «неблагополучная семья».

К семьям, находящимся в социально – опасном положении принято относить семьи, где родители страдают алкогольной зависимостью; семьи, где родители являются безработными; семьи, которые распадаются; неполные семьи; семьи, где родители – инвалиды. (автор)

Для своевременного учета и организации работы с данной категорией семей в Кировской области создан единый областной банк данных семей, находящихся в социально – опасном положении – совокупность информационных ресурсов, сформированных на муниципальном и областном уровнях и содержащих документированную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, проживающих на территории Кировской области.

Выявление семей, находящихся в социально опасном положении осуществляется на основе следующих критериев:

1. Неисполнение родителями обязанностей по воспитанию и жизнеобеспечению несовершеннолетних:

− отсутствие у несовершеннолетнего необходимой одежды;

− отсутствие регулярного питания;

− несоблюдение санитарно-гигиенических требований и норм по уходу за несовершеннолетним;

− принуждение ребенка выполнять работу, не соответствующую его возможностям;

− отказ от необходимого медицинского обслуживания и лечения несовершеннолетних, отказ беременной женщины от постановки на учет в женскую консультацию.

2. Отсутствие контроля, за обучением ребенка:

− систематические пропуски школьных занятий без уважительной причины;

− прекращение обучения детей в школе;

− отсутствие связи родителей со школой;

− отсутствие контроля поведения, местонахождения детей.

3. Жестокое обращение с детьми со стороны членов семьи:

− причинение физического, психического, морального вреда (в том числе – применение способов воспитания, основанных на пренебрежительном, жестоком, грубом, унижающем человеческое достоинство обращении);

− применение различных форм насилия.

4. Вовлечение детей в противоправные действия.

4.1. Вовлечение детей в совершение антиобщественных действий:

− употребление спиртных напитков;

− употребление психоактивных веществ;

− занятие бродяжничеством;

− занятие попрошайничеством;

− занятие проституцией;

− другие правонарушения.

5. Отрицательное влияние родителей на поведение и развитие детей:

− алкоголизм, наркомания, токсикомания одного (обоих) родителей;

− асоциальный образ жизни одного (обоих) родителей;

− деструктивные эмоционально-конфликтные отношения супругов, родителей и детей;

− антиобщественные установки и ориентации;

− психологическая неустойчивость родителей, склонность к суицидам, депрессиям

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит понятие «социально – опасное положение» к несовершеннолетним и семьям.

Статья 1 данного закона определяет несовершеннолетнего, находящегося в социально – опасном положении, как «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».(].(2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 130 мая 1999г.: по состоянию на 29 дек. 2004г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма ИСТ, 2005)

В таких семьях ослаблен контроль поведения ребенка, что обусловливает высокую степень его подверженности негативным влияниям извне. Дети из семей, находящихся в социально – опасном положении, могут быть склонны к нарушению общественного порядка, совершению правонарушений. .(2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 130 мая 1999г.: по состоянию на 29 дек. 2004г.] / Законодательство Российской Федерации. М.: Фирма ИСТ, 2005)

Основными особенностями семьи, находящейся в социально – опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально – конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально – экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно – гигиеническим нормам и т. п.[ Демина, О.Ю. Социальный патронат семей, находящихся в социально опасном положении // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. - 2012. - № 4. - С. 164-171. ].

Асоциальная семья , (к такой семье можно отнести асоциальную семью) в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков [Маздогова, З.З основные стадии проведения профилактической работы в отношении родителей и детей из семей находящихся в социально опасном положении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-2. - С. 167-170. ].

Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государственных и общественных структур к неблагополучным семьям.

Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально – опасном положении, исходя из оснований, отрицательно характеризующих семью [Макаренко, А.С. Книга для родителей. - М.: Книга по требованию, 2011]:

Группы социально-экономического и психолого-педагогического риска - это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной характеристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.)

Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно – эмоциональная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непроизвольно втягивается ребенок [Медведева, Н.В. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39.].

Ситуативно, семьей морально – нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одного или обоих родителей [Социально-педагогическая деятельность с семьей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=605274].

Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семейных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка пищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью родителей имеют место случаи особой семейной жестокости.

Семьи, находящиеся в социально – опасном положении, с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально – конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты [Разварина, И.Н. Основные направления работы с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении // Проблемы развития территории. – 2016. - №12. – С.81-99 ].

Часто эти явления имеют место по причине педагогической несостоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразованные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на собственном негативном отношении к жизни [Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centrs.ucoz.ru/load/internet_konferencija/rabota_s_semej_nakhodjashhejsja_v_socialno_opasnom_polozhenii/3-1-0-37].

Семьи, пренебрегающие санитарно - гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни , - не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте [Галиева, С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства: структурно-функциональная модель / Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 358].

Асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально – нравственные страдания ребенка приводят к нервно –психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации [Гончарова, Т.Н. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. - 2002. - № 6 - С.98].

Как правило, семья, находящаяся в социально – опасном положении, характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от своих обязанностей [Социально опасное положение семей и детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/147052524].

Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в таких семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.

Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершеннолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нужны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи .

Изучив и проанализировав собранную информацию о семьях, находящихся в социально – опасном положении, можно прийти к выводу, что можно выделить общее для всех семей, находящихся в социально – опасном положении:

1) отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;

2) уклонение от исполнения родительских обязанностей;

3) конфликтность всех членов семьи, их агрессивное отношение к окружающим;

4) отсутствие надзора за несовершеннолетними;

5) злоупотребление родительскими правами (жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами, и т.д.)[ Галиева, С.Ю., Коробкова, В.В. Сущностная характеристика семей, находящихся в социально опасном положении,в современной России: социально-педагогический подход // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 21. - С. 20-22.].

Таким образом получается, что в семьях, находящихся в социально – опасном положении, нарушены процессы воспитания и социализации, следовательно, социальная адаптация детей не происходит и наблюдается обратное явление - дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

Детям из таких семей не обойтись без помощи специалистов. Одним из таких специалистов является социальный работник. Чтобы не произошло нарушений в процессах воспитания и социализации, социальный педагог должен вести постоянную последовательную работу с такими семьями.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top