Органы, осуществляющие деятельность по выявлению и расследованию преступлений в российской федерации. Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений Права и обязанности органов дознания

Органы, осуществляющие деятельность по выявлению и расследованию преступлений в российской федерации. Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений Права и обязанности органов дознания

СООТНОШЕНИЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

А. А. ЧЕБУРЁНКОВ, кандидат юридических наук

Рассмотрение многих теоретиче- полного раскрытия преступлений,

ских и практических вопросов рас- Это придает особое значение крими-

следования преступлений не может налистическому понятию раскрытия

быть полным без анализа соотноше- преступлений и позволяет рассматри-

ния понятии «расследование» и «рас- вать его содержание преимуществен-крытие преступлений». В процессу- но в криминалистическом плане, учи-альной и криминалистической лите- тывая, однако, положения УПК, регла-

ратуре не дается однозначной оценки ментирующие производство предва-характера связи между указанными рительного расследования.

понятиями, и проблема их соотноше-

В понятие раскрытия преступления

ния продолжает оставаться дискусси- применительно к деятельности орга-

онной. В первую очередь это связано нов предварительного расследования

с отсутствием в теории и практике в литературе вкладывается различ-

общепринятого понятия «раскрытие ное содержание, определяемое объе-

преступления», а также единого пони- мом (кругом) устанавливаемых при

мания характера и назначения охва- этом обстоятельств по уголовному

тываемого им вида деятельности пра- делу. Одновременно по-разному опре-

воохранительных органов.

деляется момент производства по

Традиционный подход к анализу делу, соответствующий достижению сущности и содержания понятия цели раскрытия преступления.

«раскрытие преступления» предпола

1. Под раскрытием преступления по-

гает выделение в нем уголовно-про- нимается достоверное установление

цессуального, криминалистического и оперативно-розыскного аспектов. В

следственными органами всех входящих в предмет доказывания по уголов-

изменившихся условиях правового ному делу обстоятельств. Процессуаль-

регулирования деятельности органов ным моментом, фиксирующим заверше-

следствия и дознания данный подход ние раскрытия преступления, считается

приобрел новые черты. Действующий окончание предварительного расследо-

УПК РФ уже не содержит упомина- вания и составление обвинительного

ния о раскрытии преступлений как о заключения (Н. И. Майоров, В. К. Гав-

направлении процессуальной деятель- л о, В. Г. Танасевич, А. М. Донцов,

ности, в отличие от УПК РСФСР, ко- В. Д.

Зеленский,

Н. В. Жогин,

торый в ст. 2 прямо ориентировал Ф. Н. Фаткуллин, Н. П. Яблоков).

органы предварительного расследова

2. Раскрытие преступления пред-

ния на решение задачи быстрого и ставляет собой установление данных

© А. А. Чебуренков, 2006

о преступлении и виновном в его совершении в таком объеме, который позволяет предъявить обвинение. Момент раскрытия здесь связывается с моментом предъявления обвинения лицу (А. И. Михайлов, Л. А. Сергеев, А. К. Гаврилов, И. Ф. Герасимов, Л. Я. Драпкин, В. А. Образцов).

3. Раскрытие преступления предполагает решение одной из главных задач расследования - установление события преступления и лица, его совершившего (положение, когда преступник найден). Оно не обязательно должно быть связано с каким-либо процессуальным решением (А. Н. Васильев, Р С. Белкин, В. Е. Сидоров, Ю. В. Калинин).

Анализ и обобщение результатов научных исследований показали, что при формулировании криминалистического понятия раскрытия преступления в большинстве случаев учитываются следующие основные положения.

1) понятия «раскрытие преступления» и «расследование преступления» являются взаимосвязанными, но неоднозначными. Их взаимосвязь выражается в том, что раскрытие преступления осуществляется путем расследования, а расследование в свою очередь включает в качестве составной части и как одно из необходимых условий результативности раскрытие преступления ;

2) понятие «раскрытие преступления» в теории и на практике несет собственную смысловую нагрузку, обладает специфическим содержанием, отличающим его от понятия «расследование», и служит основанием для разработки особых криминалистических рекомендаций. Если конечная цель

расследования - полное и достовер- I ное установление всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, то цель раскрытия должна заключаться в установлении не всего круга этих обстоятельств, а только юридически наиболее важных из них. Если же в содержание раскрытия ввести установление всех входящих в предмет доказывания обстоятельств, то задача раскрытия станет окончательной задачей расследования, само понятие «раскрытие преступления» утратит практический смысл и будет фактически отождествляться с понятием «расследование преступления» ;

3) в числе обстоятельств, подлежащих в соответствии со ст. 73 УПК доказыванию по уголовному делу, особое значение имеют те, обнаружение которых позволяет судить о наличии или отсутствии события преступления и о лице, его совершившем. Сопоставление уголовно-правового понятия преступления с закрепленной в УПК системой характеризующих его обстоятельств процессуального значения показывает, что установление того, имело ли место событие преступления и кто его совершил, обусловливает выявление предусмотренного уголовным законом состава преступления. Поэтому выяснение именно этих обстоятельств в каждом конкретном случае расследования будет достаточным для того, чтобы считать то или иное преступление раскрытым. В дальнейшем на их основе доказываются все иные перечисленные законом обстоятельства, обеспечивающие в итоге условия для правильного разрешения дела, опреде-

ления справедливого наказания виновным и выполнения других задач уголовного судопроизводства . Поэтому в данный процессуальный момент преступление фактически уже может считаться раскрытым в смысле установления всех необходимых обстоятельств по расследуемому делу.

На практике не исключены случаи, когда принятое следователем решение следователя о предъявлении обвинения конкретному лицу окажется необоснованным. Поскольку после предъявления обвинения расследование преступления продолжается, обстоятельства дела исследуются полнее, то следователь может прийти к иным, более верным заключениям по поводу тех или иных событий, фактов и отношения к ним обвиняемого. Так, нельзя не учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 173 УПК РФ только после предъявления обвинения следователь допрашивает обвиняемого, а на практике нередко именно в ходе этого допроса выясняются весьма существенные обстоятельства, которые ранее не были известны следствию, в том числе служащие основанием для дополнения, изменения или даже опровержения обвинения.

Это, однако, не означает невозможности связывать раскрытие преступления с моментом вынесения следователем постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Если будут установлены неизвестные во время

первоначального предъявления обвинения обстоятельства, достоверно свидетельствующие о наличии события преступления и виновности лица в его совершении, следователь должен в соответствии со ст. 175 УПК РФ вынести новое постановление о привлечении в качестве обвиняемого (дополняющее или изменяющее первоначальное обвинение) и предъявить его обвиняемому. На данный момент преступление и будет считаться полностью раскрытым.

Раскрытие преступлений выступает как разновидность деятельности органов следствия и дознания по уголовному делу, имеющая свою специфику, которая заключается, главным образом, в особом круге задач, решаемых субъектами этой деятельности. С учетом характера процесса расследования преступлений реализуемые в ходе раскрытия задачи являются наиболее важными и первостепенными, поскольку от их решения зависят законность и обоснованность привлечения лица к уголовной ответственности. Но с установлением события преступления и лица, виновного в его совершении, следователь не прекращает свою деятельность по делу, поскольку обязан выяснить и другие предусмотренные законом обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Полученные результаты создают предпосылки для продолжения работы следователя по делу с целью установления полного комплекса требуемых законом обстоятельств. Более того, в большинстве случаев, пока задача выяснения наличия преступления и совершившего его лица остается нерешенной, трудно рассчитывать на дос-

товерное установление всех иных необходимых по закону обстоятельств уголовного дела, в частности мотивов преступления, отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, причин, способствовавших совершению преступления .

В соответствии с этим раскрытие преступления можно рассматривать как часть общего процесса расследования преступлений, самостоятельный его этап, необходимое условие его результативности. Деятельность по раскрытию преступления осуществляется в специфических условиях расследования, порожденных характером исходной информации о преступлении. Ставящиеся при этом задачи выступают средством достижения целей расследования.

Таким образом, криминалистическое понятие раскрытия преступления можно определить как деятельность по расследованию преступления, направленную на получение информации, необходимой и достаточной для вывода следователя о том, имело ли место событие преступления и кто его совершил. С позиции достигнутого следователем результата его деятельности раскрытие преступления - это определенное положение (состояние) в процессе расследования, когда установлены событие преступления и виновное в его совершении лицо. Процессуальным моментом, с которым следует связывать раскрытие преступления, является момент вынесения следователем постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Существующие закономерности возникновения и исчезновения информации о преступном событии обуславли-

вают различия в объеме и содержании исходных данных по делу в разных ситуациях расследования. В частности, установление факта совершения преступления и личности виновных при недостатке информации об этих обстоятельствах может носить проблемный характер или, наоборот, не вызывать сомнения при наличии у следователя достаточных сведений для решения данной задачи . Ввиду подобного рода дифференциации информационной «картины» начала расследования в криминалистической литературе отмечается, что в раскрытии нуждаются не все преступления, а лишь те, исходные данные о которых не содержат достаточных сведений о виновном .

Действительно, на практике в одних ситуациях к началу расследования имеется исходная информация, подтверждающая совершение преступления и прямо указывающая на лицо, его совершившее, поэтому задача установления данных обстоятельств перед следственными органами не ставится: такие преступления не нуждаются в раскрытии (это так называемые «очевидные» преступления), их необходимо только расследовать. В других случаях подобные сведения отсутствуют и следователю нужно устанавливать и само событие преступления, и преступника, т. е. расследуя преступление, обязательно раскрывать его (например, убийства, кражи, разбойные нападения, изнасилования, совершенные неизвестными для потерпевших лицами).

правлении расследования, построению и проверке следственных версий, выяснению отдельных обстоятельств по делу, организации взаимодействия органов следствия и дознания и т. д., а также практическое применение данных рекомендаций в каждом конкретном случае расследования должны осуществляться с учетом необходимости решения следователем задачи раскрытия преступления. Очевидно, что особые сложности информационного, организационного, тактического плана в деятельности следователя часто возникают в ситуациях, когда расследуемое преступление нуждается и в раскрытии. Это прямо влияет на длительность процесса расследования, степень затрачиваемых усилий, выбор средств и другие характеристики деятельности следователя.

Практическая деятельность по раскрытию преступления как составная часть общего процесса расследования занимает конкретное место во временной структуре указанного процесса. Определение этапа расследования, на котором осуществляется раскрытие преступления, важно для правильного выбора работниками органов следствия и дознания средств решения стоящих перед ними задач.

Принятая в криминалистике единая периодизация процесса расследования включает три этапа: первоначальный, последующий и заключительный. Между ними нет четко выраженных границ, их выделение исходит главным образом из направленности выполняемых в типичных следственных ситуациях каждого этапа следственных и иных действий . Производ-

ство действий по раскрытию преступ- назначением судебной экспертизы до

ления обычно соответствует первона- возбуждения уголовного дела вполне

чальному этапу. Именно на нем начи- может начаться и раскрытие конкрет-

нается установление наличия пре- ного преступления.

ступного события и совершивших его

Таким образом, момент начала рас-

лиц, что является исходным моментом крытия преступления может предше-

раскрытия преступления

ствовать возбуждению уголовного

его раскрытием . Представляется, что такой под- нется производство необходимых

ход не учитывает предусмотренную следственных и иных действий,

уголовно-процессуальным законом воз- Преступление не всегда раскрывает-

можность фактического начала рас- ся лишь после завершения первона-

следования преступления до момента чального этапа расследования. Это мо-

принятия следователем решения о воз- жет случиться еще до его окончания,

буждении уголовного дела и вынесе- Если в результате первоначальных

ния об этом соответствующего поста- следственных действий и иных мероп-

новления. Ч. 4 ст. 146 УПК РФ допус- риятий событие преступления и лица,

кает производство отдельных след- виновные в его совершении, были ус-

ственных действий по закреплению тановлены, то затем начинается этап

следов преступления и установлению изобличения преступника, последова-

лица, его совершившего (осмотра мес- тельного, детального установления

та происшествия, освидетельствования, всех обстоятельств дела, всех элемен-

назначения судебной экспертизы), до тов предмета доказывания, возбуждения уголовного дела. По

В ситуации, когда на первоначаль-

смыслу закона это необходимо для ном этапе расследования преступле-

скорейшего раскрытия преступления ние раскрыто не было, решение дан-

в условиях, когда с течением времени ной задачи должно быть продолжено

исходная информация о преступном и на последующем этапе расследова-

событии может быть утрачена или из- ния, с учетом специфики складываю-

менена, преступник может скрыться от щихся здесь следственных ситуаций

следствия или воспрепятствовать его и направленности действий следова-

производству и т. п. Очевидно, с фак- теля. В криминалистической литера-

тическим проведением осмотра места туре имеется следующая рекоменда-

происшествия, освидетельствования, ция: на последующем этапе расследо-

вания после анализа и оценки собранных доказательств с учетом имеющейся ориентирующей информации следователем составляется развернутый план дальнейших действий для решения в первую очередь задачи раскрытия преступления и только потом уже - всестороннего доказывания формулы обвинения .

Независимо от того, в какой период расследования преступление может оказаться раскрытым, важность быстрого решения данной задачи в сложившейся следственной ситуации не должна вызывать сомнения. Это отвечает общему требованию оперативного осуществления следственной деятельности. Все практические дей-

ствия следователя по раскрытию преступления, в соответствии с принципом оперативности, необходимо проводить активно, непрерывно, наступательно; следователь должен быть постоянно готов действовать с учетом складывающихся ситуаций, быстро и безотлагательно выбирать и применять такие средства раскрытия преступлений, которые кратчайшим путем, рациональным образом способствуют поиску, собиранию, исследованию и оценке доказательственной информации. Реальные случаи из следственной практики подтверждают значение своевременного раскрытия преступления для его успешного расследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы: От теории - к практике. М.: Юрид. лит., 1988. 304 с.

2. Бердичевский Ф. Ю. О предмете и понятийном аппарате криминалистики / / Вопросы борьбы с преступностью. М., 1976. Вып. 24. С. 131 - 149.

3. Драпкин JI. Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1987. 165 с.

4. Драпкин JI. Я. Ситуационный подход в криминалистике и проблема периодизации процесса расследования преступлений / / Проблемы оптимизации первоначального этапа расследования преступлений: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1988. С. 8 - 16.

5. Драпкин JI. Я. Ситуационный подход в раскрытии отдельных групп преступлений / / Особенности расследования отдельных видов и групп преступлений: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1980. С. 10 -«- 21.

6. Дубривный В. А. Деятельность следователя по расследованию преступлений / (Общая характеристика. Цели. Действия). Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 96 с.

7. Михайлов А. И. Процессуальная сущность раскрытия преступлений / А. И. Михайлов, Л. А. Сергеев / / Сов. государство и право. 1971. № 4. С. 110 - 115.

8. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. М. Лебедева; науч. ред. В. П. Божьев. М.: Спарк, 2004. 1151 с.

9. Сидоров В. Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М.: Рос. право, 1992. 176 с.

10. Степанов В. В. Выявление преступлений - начальный этап борьбы с преступностью / / Проблемы оптимизации первоначального этапа расследования преступлений: межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1988. С. 25 - 32.

Выявление и расследование преступлений представляют тобой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве.

Выявление и расследование преступлений - два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленной на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеет определенные особенности. Суть этой деятельности сводится к обнаружению преступных деянии в форме действия (бездействия), в которых содержатся все при знаки, характеризующие их как преступления, а также проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявлении ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенными правом выявляй, и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия.



Несмотря на существование специальных законов, регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность - Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, упол­номоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц - органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

Расследование уголовных дел (предварительное расследование);

Оперативно-розыскная деятельность.

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование - это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, но возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, - форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда, и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование, в свою очередь, подразделяется на:

Предварительное следствие;

Дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

Следственного комитета РФ;

Органов федеральной службы безопасности;

Органов внутренних дел РФ;

Органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем - обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность.

Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

Предметный (родовой - позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления);

Территориальный (местный) - разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

Персональный (личный) признак - определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства.

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия.

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (ст. 151 УПК РФ).

Дознание, как отмечалось выше, - одна из форм предварительного расследования. Дознание производится по преступлениям небольшой или средней тяжести, и, как правило, в условиях очевидности. По своей процессуальной сущности эта форма предварительного расследования введена в уголовное судопроизводство в силу того, что она не представляет определенной сложности в расследовании преступлений по уголовным делам указанной категории тяжести преступлений. В российском уголовно-процессуальном законодательстве дознание производится при условии, что уголовное дело было возбуждено по признакам преступлений, перечень которых установлен в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание производится в пределах установленной законом компетенции:

Дознавателями органов внутренних дел РФ;

Дознавателями пограничных органов ФСБ России;

Дознавателями органов ФССП России;

Дознавателями (следователями) органов по незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

Дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

Следователями Следственного комитета РФ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Понятие «дознаватель» по уголовным делам неразрывно связаны с понятием органа дознания, ибо не все органы дознания имеют право производить дознание по уголовным делам. Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания имеет более широкий спектр уголовно-процессуальных полномочий. Так, органы дознания представляют собой более широкий круг участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и по своей сущности являются государственными органами и должностными лицами, наделенными уголовно-процессуальными функциями, связанными с производством дознания, возбуждением уголовного дела, производством неотложных следственных действий, производством иных процессуальных (следственных) действий по уголовному делу.

К органам дознания в соответствии со ст. 40 УПК РФ относятся органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, которые в соответствии со ст. 13 Закона об ОРД наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, органами дознания являются оперативные подразделения.

Органов внутренних дел РФ;

Органов ФСБ России;

ФСО России;

Таможенных органов РФ;

СВР России;

ФСНП России;

Органов ФСКН России.

Кроме того, к органам дознания относятся:

Органы ФССП России;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Ряд должностных лиц - капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведывательных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации традиционно относились к органам дознания. Однако в настоящее время закон их к таковым не относит, но они выполняют уголовно-процессуальные функции органов дознания. Положение данных должностных лиц является особенным. С одной стороны, они не являются органами дознания, с другой - имеют право, при наличии поводов и оснований, возбуждать уголовные дела, совершаемые на морских и речных судах, находящихся в дальнем плавании, по месту нахождения партий и зимовок, а также в пределах территорий консульских и дипломатических представительств и учреждений. Кроме того, уголовно-процессуальный закон возлагает на них выполнение неотложных следственных действий (ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Оперативно-розыскную деятельность на территории России как один из видов деятельности по выявлению преступлений осуществляют органы, которые в соответствии с Законом об ОРД наделены соответствующей компетенцией. К таким органам относятся оперативные подразделения:

Органов внутренних дел РФ:

Органов ФСБ России:

ФСО России:

Таможенных органов РФ:

СВР России:

ФСИН России:

Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, оперативно-розыскную деятельность по выявлению преступлений осуществляют и оперативные подразделение органа внешней разведки Минобороны России, но только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию.

Адвокатура - негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и законных интересов.

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи, в том числе участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях

Общие положения организации выявления и расследования преступлений 1. Понятие выявления и расследования преступлений. Выявление и расследование преступлений - это
деятельность специально уполномоченных
государственных органов по получению
сведений о действии или бездействии, могущих
иметь признаки преступления, установлению
события и состава преступления, изобличению
виновных в его совершении лиц, принятию
мер
по
возмещению
причиненного
преступлением ущерба, выявлению причин и
условий,
способствовавших
совершению
преступления:

Эта деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.

в
ходе
оперативно-розыскных
мероприятий,
производства дознания,
предварительного следствия,
иной деятельности,
но

но расследование преступлений может производиться только в двух формах

дознания
(ч.3 ст.150 УПК РФ)
предварительного
следствия (ч.2 ст.
150 УПК РФ, ст.
151УПК РФ)
в строгом соответствии с
нормами УПК РФ.

Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная
деятельность
это
деятельность,
осуществляемая
гласно
и
негласно
оперативными
подразделениями
государственных органов, уполномоченных на то
Федеральным законом от 12.08.1995 г. «Об
оперативно-розыскной деятельности», путем
проведения оперативно-розыскных мероприятий
в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод
личности,
собственности,
обеспечения
безопасности общества и государства от
преступных посягательств (ст.1 Закона).

Призвана помогать деятельности по
расследованию
преступлений.
Собранные
в
ходе
оперативно-розыскной
деятельности сведения не являются
доказательствами
по
уголовному
делу.
Оперативно-розыскная
деятельность
лишь
помогает
определять направления, в которых
возможен поиск доказательств.

Задачи оперативно-розыскной деятельности:

выявление, предупреждение, пресечение
и раскрытие преступлений;
выявление лиц, их совершивших;
розыск лиц, скрывающихся от следствия,
суда или отбывания наказания, а также
без вести пропавших лиц;
сбор
информации
о
различных
правонарушениях
и
незаконной
деятельности.

Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные подразделения:

органов внутренних дел РФ;
органов федеральной службы безопасности;
федеральных органов государственной охраны;
таможенных органов РФ;
Службы внешней разведки РФ;
органов по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ;
Федеральной службы исполнения наказаний;

Методы ОРД

Гласно(открыто)
Негласно (скрыто)
Опрос
Наведение справок
Сбор образцов для
сравнительного
исследования
Исследование предметов и
документов
Проверочная закупка и др.
Наблюдение
Негласное обследование
помещений, зданий,
транспортных средств и
др. объектов
Прослушивание
телефонных переговоров
Оперативное внедрение
Контролируемая поставка
Снятие информации с
технических каналов связи

10. Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При
проведении
оперативно-розыскной
деятельности органы, осуществляющие ее,
вправе:
Проводить опрос;
Наводить справки;
Обследовать помещения, здания и сооружения,
участки местности, транспортные средства;
Прослушивать телефонные и иные переговоры;
Производить оперативное внедрение;
Производить
отбор
образцов
для
сравнительного
исследования,
контрольные
закупки;
Осуществлять иные действия.

11. Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности

Отличительные черты оперативнорозыскной деятельности
собранная в ее ходе информация не является
доказательствами по уголовному делу;
оперативно-розыскная
деятельность
производится
в
строгом
соответствии с требованиями закона (но не УПК
РФ, а Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности»)
оперативно-розыскная
деятельность
осуществляется
соответствующими
органами
самостоятельно либо по поручению органов
предварительного расследования;
на
совершение
определенных
оперативнорозыскных мероприятий требуется решение суда.

12. Органы предварительного расследования

Органы дознания-
государственные органы и дознаватель - должностное лицо органа
должностные лица,
дознания, правомочное либо уполномоченное
начальником органа дознания осуществлять
уполномоченные в
предварительное расследование в форме
соответствии с настоящим
дознания, а также иные полномочия,
Кодексом осуществлять
предусмотренные Уголовным и Кодексом;
дознание и другие
процессуальные полномочия
Органы предварительного
следствия
следователь - должностное лицо,
уполномоченное осуществлять
предварительное следствие по уголовному
делу, а также иные полномочия,
предусмотренные Уголовным Кодексом

13. Задачи дознания и предварительного следствия:

Установление обстоятельств совершения
преступления и изобличение виновных
лиц, то есть сбор доказательств для
последующего рассмотрения уголовного
дела
в
суде.
Между
собой
указанные
виды
деятельности различаются органами, их
осуществляющими,
сроками
производства, набором процессуальных
полномочий.

14. Основная функция органов предварительного расследования - уголовное преследование процессуальная деятельность, осуществляемая

стороной
обвинения
в
целях
изобличения
подозреваемого,
обвиняемого
в
совершении
преступления;
-
частного
публичного
частно-публичного
обвинения
обвинения
обвинения
уголовное
судопроизводство
досудебное и судебное производство
по
уголовному
делу
стадии: досудебная и судебная

15. К органам дознания относятся (ст.40 УПК РФ, ст.151 УПК РФ):

органы внутренних дел РФ и входящие в их состав
территориальные, в том числе линейные, управления (отделы,
отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, а также иные
органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с
федеральным
законом
полномочиями
по
осуществлению
оперативно-розыскной деятельности (органы ФСБ, Фед. органы
государственной охраны, таможенные органы и др);
начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ,
командиры воинских частей, соединений, начальники
военных учреждений и гарнизонов;
Органы Федеральной службы судебных приставов (н-р:
Главный судебный пристав РФ, гл.суд. пристав субъекта
РФ, их заместители, ст. суд. пристав и др.)
органы государственного пожарного надзора федеральной
противопожарной службы.

16. ДОЗНАНИЕ

дознание
форма
предварительного
расследования,
осуществляемого
дознавателем (следователем), по уголовному
делу,
по
которому
производство
предварительного следствия необязательно;
Также на органы дознания возлагается
выполнение
неотложных
следственных
действий по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия
обязательно, - в порядке, установленном
статьей 157 УК РФ;

17.

Выполнение неотложных следственных действий
возлагается также на:
капитанов морских и речных судов, находящихся
в дальнем плавании, - по уголовным делам о
преступлениях, совершенных на данных судах;
руководителей геологоразведочных партий и
зимовок, удаленных от мест расположения
органов дознания - по уголовным делам о
преступлениях,
совершенных
по
месту
нахождения данных партий и зимовок;
глав
дипломатических
представительств
и
консульских учреждений РФ - по уголовным
делам о преступлениях, совершенных в пределах
территорий
данных
представительств
и
учреждений.

18.

Полномочия органов дознания при производстве
расследования
преступлений
определяется
характером уголовного дела.
1) если по уголовному делу предварительное
следствие обязательно, то в полномочия
органов
дознания
входит
возбуждение
уголовного дела и производство по нему
неотложных следственных действий.
2) если по уголовному делу предварительное
следствие не
обязательно, то орган
дознания полномочен возбудить уголовное дело
и
произвести
по
нему
необходимые
следственные и процессуальные действия,
предусмотренные УПК, в полном объёме, вплоть
до направления дела в суд.

19. Дознаватель уполномочен:

производить
следственные
и
иные
процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, в соответствии
с требованиями закона и в случаях, когда
на это требуются согласие начальника
органа дознания, санкция прокурора и
(или) судебное решение;
осуществлять
иные
предусмотренные УПК РФ.
полномочия,

20. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Предварительное
следствие
урегулированная
уголовнопроцессуальным
законом
деятельность, которая начинается с
момента возбуждения уголовного дела
и принятия его следователем к своему
производству
и
заканчивается
обвинительным
заключением,
постановлением о направлении дела в
суд для применения принудительных
мер медицинского характера либо
постановлением
о
прекращении
уголовного дела.

21.

Производство предварительного следствия
обязательно по всем уголовным делам,
за исключением дел о преступлениях
небольшой и средней тяжести.
Предварительное следствие
проводится
следователями – должностными лицами,
уполномоченными
государством
осуществлять предварительное следствие по
уголовному делу (ст.38 УПК РФ).

22. Органы осуществляющие предварительное следствие:

следователи Следственного
комитета РФ;
следователи органов Федеральной
службы безопасности;
следователи органов внутренних
дел;

23.

Каждый из этих органов проводит
предварительное расследование по
определенным
категориям
дел,
отнесенных к их подследственности
(ст.151 УПК РФ).
Процессуальные
полномочия
следователей
этих
органов
абсолютно одинаковые

24. Правовое положение следователя:

следователь процессуально независим;
он вправе давать соответствующим органам
указания о производстве оперативно-розыскных
мероприятий;
изымать у органов дознания и принимать к
своему производству до истечения срока
дознания
дела,
по
которым
обязательно
производство предварительного следствия;
Следователь самостоятельно принимает решения,
связанные с производством предварительного
следствия, в определенных случаях (арест, обыск
и т.п.) получив решение суда на совершение
определённых следственных действий;
и др. полномочия, предусмотренные УПК РФ.

25. Основные отличия процессуального порядка дознания от процессуального порядка следствия таковы:

1.
2.
3.
Дознание
осуществляется
не
от
имени
дознавателя, а от имени органа дознания.
Поэтому все основные решения по уголовному
делу подлежат утверждению начальником
органа дознания. Дознавателю вправе давать
указания, обязательные для исполнения, не
только прокурор, но и начальник органа
дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Сроки дознания короче сроков следствия.
Дознание - альтернативная (необязательная)
форма предварительного расследования. При
необходимости прокурор может заменить его
следствием (ч. 4 ст. 150, п. 4, ч. 1 ст. 226 УПК
РФ). Следствие заменяться дознанием не
может.

26.

На
дознании
отсутствует
акт
(процессуальное действие) предъявления
обвинения.
5.Итоговым
документом
дознания
признается
не
обвинительное
заключение,
как
на
следствии,
а
обвинительный акт. Этот документ по
существу
объединяет
в
себе
два
документа: постановление о привлечении
в качестве обвиняемого и обвинительное
заключение. Если на следствии лицо
становится
обвиняемым с момента
вынесения постановления о привлечении
в качестве обвиняемого, то на дознании
-
с
момента
составления
обвинительного акта.
4.

27.

6.
Согласие
на
производство
следственных
и
иных
процессуальных
действий, когда
таковое
требуется по закону,
дознавателю даёт не руководитель
следственного органа, а прокурор.

Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности , между которыми провести четкую грань практически крайне трудно. Выявить преступление — значит, обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий. О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т.д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается и для его выявления требуются усилия компетентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций , причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу. Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д. В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации.

Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления. Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по - разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.


Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.

Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач, сформулированных в данном определении, органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК РФ. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.

Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию, имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Дознание форма предварительного следствия, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (ст. 5, п. 8 УПК РФ). Дознание производится по уголовным делам небольшой и средней тяжести, указанных в ст. 150, п. 3,4.

Кроме того, на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно - розыскных и иных предусмотренных уголовно - процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений. Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий путем проведения оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность связаны единой целью — борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования. Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершившим, соответственно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.

Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо со специально созданной Международной организацией уголовной полиции (сокращенное наименование — Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным обращениям. Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ — Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола).

В соответствии с Указом Президента РФ «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола» от 30 июня 1996 г. № 1113 (СЗ РФ, 1996, № 32, ст. 3895) на названное подразделение в качестве главных задач возлагаются обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях, оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, а также наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.

Выявление и расследование преступлений - это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законом.
Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной деятельности, по расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соответствии с нормами УПК РФ.
Оперативно-розыскная деятельность - это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств.
Задачами дознания и предварительного следствия являются установление обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уголовного дела в суде. Между собой указанные виды деятельности различаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набором процессуальных полномочий.

29. Районный суд: его состав и компетенция

Понятие и место в судебной системе районных судов.

Районный суд в РФ - орган государственной власти, отнесенный к судебной ветви власти; являющийся федеральным судом общей юрисдикции и занимающий положение среднего звена. Образуются в районах, районах городов.

Принципы деятельности районных судов.

К основным принципам деятельности районного суда относятся:

Единство судебной системы.

Независимость судов и судей.

Обязательность судебных решений.

Равенство всех граждан пред законом и судом.

Гласность и открытость при осуществлении судопроизводства.

Неприкосновенность, несменяемость и наличие гарантий для судей районных судов.

Компетенция районного суда.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает:

Гражданские, административные и уголовные дела по первой инстанции.

Является апелляционной инстанцией для мировых судей.

Рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам по решениям, принятым им и вступившим в законную силу.

Занимается изучением и обобщением судебной практики.

Состав районного суда.

В состав районного суда входят:

Председатель районного суда.

Заместитель председателя районного суда.

Федеральные судьи.

Аппарат районного суда, в составе:

Помощника председателя районного суда (секретаря судебного заседания)

Помощника судьи (секретаря суда)

Начальника отдела (ведущего специалиста)

Консультанта

Главного специалиста (специалист, специалист I и II категории)

Председатель районного суда, его права и обязанности.

Председатель районного суда:

Председательствует в судебных заседаниях; назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями;

Ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

Руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top