Экологические функции государства. Экологические функции современного российского государства. Право граждан на благоприятную окружающую среду, его организационно-правовое обеспечение

Экологические функции государства. Экологические функции современного российского государства. Право граждан на благоприятную окружающую среду, его организационно-правовое обеспечение

Обладание гражданами своими правами должно в условиях открытого гражданского общества корреспондировать ответственности созданного ими правового демократического федеративного государства за реализацию и гарантирование этих прав.

Необходимость сочетания прав и обязанностей граждан в сфере природопользования и охраны окружающей среды повышает роль и ответственность государства и его должностных лиц за выполнение своих координирующих, контрольно-надзорных, социальных, экологических задач и функций.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 № 7-П праву каждого на благоприятную среду корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах. Гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья могут включать комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Общество, государство призваны осуществлять постоянный контроль за реализацией своей экологической функции, прав граждан, выполнением ими своих обязанностей.

Порой вносятся предложения о дополнении Конституции РФ обязанностями государства, его органов, их должностных лиц обеспечивать экологические права граждан и благоприятную для них среду. Встречается также мнение о целесообразности и необходимости провозглашения страны экологическим государством наряду с демократическим, правовым, социальным.

Между тем в Конституции РФ уже предусмотрены немалые обязанности государства и его органов, должностных лиц применительно ко всем правам и свободам человека и гражданина. Детализация государственных обязанностей применительно к отдельным правам предполагает возможность и необходимость такой же конкретизации и к другим правам и свободам.

Полномочия, функции государства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в значительной степени представлены в Конституции РФ. Это:

  • поощрение деятельности, способствующей экологическому благополучию (ч. 2 ст. 41);
  • отнесение к ведению Российской Федерации установления основ государственной политики и федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации (п. "е" ст. 71);
  • отнесение к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п. "д" ч. 1 ст. 72);
  • проведение Правительством РФ единой государственной политики в области экологии (п. "в" ч. 1 ст. 114) и др.

В Определении Конституционного Суда РФ от 08.02.2001 № 14-0 указывалось, что именно Правительство РФ согласно Конституции осуществляет управление государственной (федеральной) собственностью, в том числе если объектами такой собственности являются природные ресурсы, включая животный мир (п. "г" ч. 1 ст. 114), и обязано обеспечивать проведение в России единой государственной политики в сфере экологии (п. "в" ч. 1 ст. 114).

Обязанности государства, его органов и должностных лиц предусматриваются в законах и подзаконных актах, и вопрос в настоящее время сводится не столько к тому, чтобы их дальше перечислять и наращивать в нормативных правовых актах, сколько к тому, чтобы активизировать меры по их неуклонному соблюдению, применению, выполнению.

Реализация и обеспечение выполнения обязанностей и прав в сфере природопользования и охраны окружающей среды может усиливаться путем повышения государственной дисциплины, улучшения общественного климата вокруг охраны земель, иных природных ресурсов и всей окружающей среды, обеспечения повседневного всеобщего контроля, неотвратимости правовой ответственности за экологические правонарушения, оздоровления экономики.

Двадцатилетний опыт существования Конституции РФ и многолетний, многовековой опыт правоприменения свидетельствуют о том, что между записанным, требуемым, должным и имеющимся на деле, в жизни правом обнаруживается дистанция огромного размера, и прежде чем принимать новые законы и предписания, необходимо выполнить предыдущие, уже принятые нормы.

Есть ли понятие экологического государства, каковы его показатели, критерии, как обеспечивать и гарантировать экологические права и обязанности? Все это надо предусматривать заранее, прежде чем формулировать обязательства общества и государства, посвященные использованию и охране природных ресурсов.

Право, государство, общество, провозгласив экологические права граждан, призваны назвать ответственных за их реализацию, соблюдение, защиту, и это в основном осуществлено в Конституции РФ, законодательстве, хотя порой предусматривается слишком расплывчато, декларативно, недостаточно.

Поставленные государством, его промышленностью, сельским и иными отраслями народного хозяйства в катастрофические условия территории, жители которых страдают больше других от массовых и опасных загрязнений природных ресурсов и окружающей среды, нуждаются в дополнительной экономической, правовой и иной помощи государства, по вине и в интересах которого они порой страдают.

Неблагополучные территории вправе рассчитывать на выделение средств, предоставляемых государством и мировым сообществом для ликвидации экологических бедствий. Государство, допустившее, не предотвратившее либо создавшее чрезвычайную экологическую ситуацию, обязано ее ликвидировать всеми имеющимися в его распоряжении законными организационными, экономическими, правовыми, идеологическими средствами.

Экологические отношения имеют выраженный двойственный - природоресурсный и природоохранный - характер. Обеспечить баланс экономических и экологических потребностей общества призвана экологическая функция государства .

Экологическая функция как самостоятельная функция государства признается в теории права с начала 1990-х гг., т. е. когда в общественном сознании укрепилось понимание необходимости охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Назначение экологической функции состоит в том, чтобы силами и средствами государства на основании системы норм, регулирующих экологические отношения, установить и поддерживать научно обоснованное соотношение экономических (в сфере природопользования) и экологических (поддержание благоприятного для человека состояния окружающей среды) интересов общества.

Для реализации экологической функции создана система государственных органов, осуществляющих управление в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (природоохранных органов).

Экологическая функция государства реализуется на основе ряда программных документов, определяющих направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.;

Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575.

Впервые в Республике Беларусь главные направления политики в области охраны окружающей среды были определены в Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды, принятой постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 6 сентября 1995 г.

К таковым были отнесены:

Осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду;

Реализация прав будущих поколений на пользование природо-ресурсным потенциалом;

Компенсация ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения названных выше прав.

Согласно п. 44. Концепции национальной безопасности Республики Беларусь внешними источниками угроз национальной безопасности в экологической сфере признаются:

Глобальные изменения окружающей природной среды, связанные с изменением климата, разрушением озонового слоя, сокращением биоразнообразия;

трансграничный перенос загрязняющих веществ на территорию Республики Беларусь воздушными и водными потоками, проникновение инвазивных видов животных и растений из сопредельных стран;

размещение вблизи границ Беларуси крупных экологически опасных объектов, захоронение ядерных отходов на сопредельных территориях.

Поскольку среди экологических задач современного государства присутствует предупреждение как внутренних, так и внешних угроз, его природоохранная деятельность должна изучаться с позиции формирования глобального «внутренне-внешнего» содержания данной функции. В научной литературе по теории права в отношении такого рода функций указывается, что их «пограничный» характер ведет к формированию так назы- ваемых глобальных функций, характеризующих деятельность государств, в том числе в экологической, природно-сырьевой, космической сферах, в области защиты прав и свобод человека .

При этом с осуществлением задач, стоящих перед государством в связи с реализацией экологической функции, связаны другие основные направления деятельности государства, в первую очередь экономическое и социальное. Основу этого подхода составляет принцип устойчивого развития. В юридической литературе отмечается, что применение принципа устойчивого развития общества в соответствии с основными подходами, декларируемыми в международных документах, в первую очередь в Рио- де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию и Декларации Йоханнесбургского саммита по устойчивому развитию, возможно только в случае признания равенства всех факторов, включаемых в понятие «устойчивое развитие»: экономического развития, социального развития и охраны окружающей среды. Экологически обоснованное социальное и экономическое развитие не только может быть фактором роста экономики, но и позволяет обеспечить экологическую безопасность и социальную стабильность общества .

Опираясь на принцип устойчивого развития в обосновании места и роли экологической функции среди иных основных направлений деятельности государства, мы должны признать, что природоохранные задачи современных государств подлежат реализации наравне с экономическими и социальными задачами, решаемыми в рамках соответственно экономической и социальной функций государства.

Уровнями реализации экологической, экономической и социальной функций в соответствии с принципом устойчивого развития признаются: местный, национальный, региональный и глобальный. На местном и национальном уровнях экологическая функция обеспечивается как функция внутренняя.

Региональный уровень осуществления экологической функции в современных условиях проявляется посредством межгосударственного, зачастую трансграничного взаимодействия государств в рамках крупных межгосударственных образований, таких как Европейский союз, Содружество Независимых Государств.

Глобальный уровень реализации экологической функции государства формируется на основе международных документов по проблемам охраны окружающей среды, встающим перед мировым сообществом в целом, проблемам, решение которых усилиями не только одного государства, но даже региональных межгосударственных образований невозможно. В ряду таких глобальных экологических проблем - изменение климата, охрана озонового слоя, сохранение морской среды и другие.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите круг общественных отношений, входящих в предмет экологического права.

2. Как соотносятся между собой понятия «экологическое право» и «право окружающей среды»?

3. Определите особенности метода эколого-правового регулирования.

4. Какие проблемы закрепления принципов экологического права существуют в законодательстве Республики Беларусь об охране окружающей среды?

5. Какие нормативные правовые акты Республики Беларусь определяют содержание и основные направления экологической функции государства?

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах от 24 нояб. 1996 г., от 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: утв. постановлением Верхов. Совета Респ. Беларусь от 6 сент. 1995 г. // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1995. № 29. Ст. 382.

Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 276. 1/12080.

Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982- XII: в ред. Закона от 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп. : Законы от 29 окт. 2004 г. № 319-З, от 19 июля 2005 г. № 42-З, от 31 дек. 2005 г. № 80-З, от 29 июня

2011 г. № 331-З) // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. 1993. № 1. Ст. 1 ; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068; 2005. № 121. 2/1139 ; 2006. № 6-2/1177; № 107. 2/1235; № 122. 2/1259; 2007. № 118. 2/1309; № 147. 2/1335; 2008. № 1. 2/1395; № 170. 2/1464; № 275. 2/1541; 2009. № 161. 2/1584; 2010. № 15. 2/1666; № 120. 2/1679; 2011. № 5. 2/1780; № 59. 2/1811; 2012. № 5. 2/1883.

Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3 (с изм. и доп.) // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Нац. комис. по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Л. М. Александрович [и др.]. Минск: Юнипак, 2004. 202 с.

Декларация ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: принята 24 окт. 1970 г. // Эталон- Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.

Устав Организации Объединенных Наций (вместе с «Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи»), 26 июня 1945 г. : ратифицирован Указом Президиума Верхов. Совета БССР, 30 авг. 1945 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2012.

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, 14 июня 1992 г. // Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: учеб. пособие / С. А. Балашенко, Т И. Макарова. Минск: Белорус. гос. ун-т, 1999. Прил.: с. 143-148.

Декларация Стокгольмской Конференции ООН по окружающей человека среде, 17 июня 1972 г. // Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: учеб. пособие / С. А. Балашенко, Т И. Макарова. Минск: Белорус. гос. ун-т, 1999. Прил.: с. 243-248.

Всемирная хартия природы: принята Резолюцией Генерал. Ассамблеи ООН от 28 окт. 1982 г. № 37/7 // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://www.un.org/russian. Дата доступа: 14.08.2012.

Йоханнесбургская Декларация по устойчивому развитию, 4 сент. 2002 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://www.un.org / russian. Дата доступа: 14.08.2012.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, 18 дек. 1962 г., № 1831/XVII «Экономическое развитие и охрана природы» // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://www.un.org/russian. Дата доступа: 14.08.2012.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, 3 дек. 1968 г., № 2398/XXIII «Проблемы окружающей человека среды» // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: http://www.un.org/russian. Дата доступа: 14.08.2012.

Экологическая функция государства

Функция государства – это направление деятельности.

Функции государства подразделяются на основные и неосновные, внутренние и внешние.

При определении понятия «экологическая функция» необходимо учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ: Россия – это демократическое правовое и социальное государство с федеративным устройством.

Т.о., экологическая функция – это одно из основных направлений деятельности органов государства в сфере взаимодействия человека, общества и природы, целями которого является: 1) обеспечение реализации основных экологических прав и свобод человека и гражданина, а также 2) обеспечение сочетания экологических и экономических интересов общества.

С одной стороны – цель достаточно чётко определена, с другой стороны – достижение этих целей трудновыполнимо, т.к. сами интересы имеют диалектическое противоречие (например: экологический интерес – сохранить ресурсы, не трогать их, экономический интерес – воздействовать с целью изъятия ресурсов).

С одной стороны человек бессознательно использует ресурсы, с другой стороны – осознанно подходить к проблеме их сохранения.

Экологическая функция проявляется в определении правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды (часть 2 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Реализуется экологическая функция через различные виды деятельности органов государства (правотворческую, правоприменительную, правосудие).

Экологическая функция права

Речь идёт о праве в целом, а не об отдельных его отраслях.

Экологическая функция права – это направление воздействия права на общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, целью которого является методами правового регулирования и правовой охраны обеспечить качество окружающей среды, благоприятное для жизни и здоровья человека и жизни других живых организмов.

Последствия: т.о., право опосредовано (через общественные отношения) влияет на взаимодействие человека, общества и природы (т.е. взаимодействие субъекта и объекта).

Данная функция реализуется (механизм) через разработку, принятие и применение правовых норм, регулирующих данные общественные отношения.

Степень реализации экономической функции у разных отраслей различна.

С учётом степени реализации экономической функции все отрасли делятся на две большие группы:

1) собственно экологическое право как специализированная комплексная отрасль права

2) все иные отрасли.

4. Право граждан на благоприятную окружающую среду, его организационно-правовое обеспечение

Уже в самом понятии много оценочных категорий.

Роль законодателя – установить критерии оценки, чтобы обеспечить единое понимание.

Данное право – это одно из основных естественных прав человека, признанное конституцией РФ в ст.42.

Данное право связано с правом на жизнь (поскольку жизнь возможна лишь в благоприятных условиях), является неотъемлемым личным правом, возникающим с момента рождения любого человека (независимо от его принадлежности к гражданству или отсутствия такового) и прекращающееся с момента смерти.

Т.о., субъектами данного права являются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Объектом данного права является благоприятная для жизни, здоровья и генетического фонда человека окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экосистем природных и природно-антропогенных объектов.

Качество окружающей среды – это такое состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

В экологическом законодательстве устанавливаются нормативы качества окружающей среды, при соблюдении которых и обеспечивается благоприятность данной среды (нормативы веществ, явлений и иных воздействий на среду).

Данные показатели (нормативы) учитываются с учётом обеспечения:

1) чистоты (незагрязнённости) окружающей среды

2) ресурсоёмкости, т.е. неистощимости природных ресурсов

3) обеспечения экологической устойчивости (неразрушаемости экологической системы)

4) обеспечения видового разнообразия и многообразия окружающей среды

Чем разнообразнее и больше видов, тем устойчивее биосфера

5) с учётом эстетической ценности (нравственных, культурных интересов общества)

Особенно это актуально в генной инженерии.

1) право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды

2) право на полное возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением

иные права, перечисленные в ст.42 конституции, в сущности направлены на реализацию права на благоприятную окружающую среду.

Обратить внимание на положения ст.11 – 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» - речь идёт о правах граждан и их объединений и корреспондирующих им обязанностях

гос. органов по охране окружающей среды.

Организационно-правовое обеспечение данного права (механизм):

Организационно-правовое обеспечение данного права связано с экологической функцией государства и права.

На основе последовательного осуществления системы научно-технических, экономических, организационных (в т.ч. управленческих), правовых, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды.

Речь идёт именно о системе мер. Если хотя бы одна из них выпадает, эффективность не достижима. Например, в РФ был ликвидирован природоохранный орган (его функции переданы Министерству природных ресурсов, которое обеспечивает природопользование).

Экологическая функция государства требует своего рассмотрения в системе всех функций, выполняемых государством как политической организацией общества. Экологическая функция возникла недавно, вместе с обострением проблемы охраны природной среды. До этого времени вопросы использования и охраны природы решались в рамках экономической деятельности государства и рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения сферы взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутрен­них функций государства самостоятельной экологической функции.

Главное назначение экологической функции государства выражается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

Под природопользованием понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных, культурных интересов человека. Регулируя природопользование, государство стремится придать ему рациональный (разумный) характер. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды как вид экологической деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растительного и животного мира во имя живущих и будущих поколений.

Обеспечение экологической безопасности нацелено на охрану жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности и

Экологическая функция права

окружающей природной среды. Выполняя рекомендации международной конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 1993 г.), Президент РФ подписал указ от 6 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». В нем обозначены четыре основных направления по реализации государственной экологической стратегии РФ: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

По поручению Президента Правительство РФ в мае 1994 г. утвердило План действий по охране окружающей среды на период 1994-1995 гг.

В качестве первого этапа реализации государственной экологической стратегии этот План действий предусматривает в 1994-1995 гг. разработку проектов важнейших нормативно-правовых актов в форме законов и постановлений Правительства РФ по охране окружающей среды. Намечается разработка 97 проектов правовых актов, в том числе 49 проектов законов, 48 проектов постановлений Правительства РФ. А именно:

Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных

отношений..................…………………………………….. 23 закона, 21 постановление

Охрана среды обитания

человека.....................………………………………………. 4 закона, 14 постановлений

Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных

районах......................……………………………………….. 2 закона,16 постановлений

Участие Российской Федерации в решении межгосударственных и глобальных экологических

проблем.......................……………………………………… 1 закон, 10 постановлений

Внешне План действий нацелен на устранение пробелов и совершенствование экологического законодательства. Однако его беда в том, что он не подкреплен материально-технической базой. План предусматривает действия по увеличению «бумажного» права, но не создает экономических гарантий исполнения принятых законов.

Понятие и роль экологического права в правовой системе.

Экология – от греч. «дом» + «наука». Термин был введен в научный оборот в 1869 году немецким ученым Э. Геккелем. Экология как научное направление развивалась в рамках биологических наук достаточно долгое время. Наиболее активное развитие пришлось на вторую половину XIX века и последующее время. Со временем вопросами экологии стала заниматься не только биология, но и другие науки. Проблема сохранения природной среды стала очевидной к середине XX века, что повлекло за собой развитие исследований в области взаимодействия человека и природы, в том числе и социальными науками и юриспруденцией. Тенденция экологизации коснулась практически всех отраслей знаний, и это выразилось в становлении экологического права. Экологическое право развивалось в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Воздействовать экологическое право должно на хозяйственную деятельность на стадии, позволяющей обеспечить предотвращение вреда. По мнению Чугукова, основное назначение экологического права – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, получение достоверной информации о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. По мнению Боголюбова, регулируемые экологическим правом общественные отношения подразделяются на 3 части. Соответственно группируются правовые нормы. Части:

Природоохранное право – регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общества, решения концептуальных вопросов окружающей среды.

Природоресурсное право – регулирует отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

Нормы других отраслей, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.



Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основными его элементами являются экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц и конкретных правоотношений в данных сферах.

(тут надо быть осторожнее, так как Мельниковой вроде не нравится мысль по поводу включения природоресурсного в ЭП)

Экологическая функция государства.

Вопрос о функциях Российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии. Взаимоотношения человека, общества и государства достаточно четко определены в Конституции РФ 1993 г., согласно которой высшей ценностью в российском демократическом федеративном правовом государстве являются человек, его права и свободы. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Единственным источником власти и носителем суверенитета, т.е. верховной власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3). Подчеркнем положение о том, что не государство, а народ - источник и носитель верховной власти в России. Об этом следует помнить в процессе изучения всего курса экологического права.

Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, вызываемые потребностью решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для российского государства в прошлом было традиционным.

Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного российского государства. В литературе по теории государства и права она иногда называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды) <14>. Представляется, что содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, человеку.

Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных общих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решаться эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Хотя природоохранительная функция российского государства характеризуется как основная и постоянная, но, судя по состоянию окружающей среды в стране, она чрезвычайно малоэффективна. Поэтому, наряду с выделением функции по охране природы в качестве самостоятельной и основной, для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использовать соответствующие критерии. Наиболее приемлемым представляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

К организационным методам осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, но важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.

Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется экологическим правом. Таким образом, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от разнообразных вредных воздействий, по обеспечению соблюдения, охраны и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли экологического права в системе российского права.

Чтобы та или иная совокупность правовых норм была признана как отрасль права, она должна отвечать определенным требованиям, критериям. В качестве таковых в российской правовой науке называют наличие круга однородных общественных отношений, регулируемых правом, особую заинтересованность государства в их регулировании, наличие метода правового регулирования соответствующих отношений и достаточно развитой нормативной правовой базы, то есть источников права. Обратимся к рассмотрению этих критериев.

Экологическая функция права (не факт что сюда):

Экологическая функция государства выполняется через соответствующие экономические, организационные, правовые (юридические) механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права. Экологическая функция права является новой, ранее не известной правовой функцией. Она осуществляется наряду с традиционными для права политическими, экономическими и культурно-воспитательными функциями и иными функциями, свойственными праву как инструменту управления обществом. Возникновение и развитие экологической функции права - результат развития и углубления общественных противоречий между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости значительного расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отражающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

Основными объектами экологической функции права являются земля, ее недра, почва, вода, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство и т.д.

В целях ее реализации принимаются федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные акты правительства, министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, направленные на защиту окружающей среды, обеспечение прав граждан на здоровую экологию, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства.

Важная роль принадлежит правоохранительным органам: прокуратуре, суду, милиции, осуществляющим применение мер воз­действия к правонарушителям в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба, изъятие орудий правонарушений, лишение свободы и т.д.).

Следует отметить, что появление экологической функции связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии справиться с задачами экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера для человечества в условиях научно-технического прогресса стала чрезвычайно важной и превратилась в одну из основных проблем его существования.

У права в данном случае своя ниша решения этой важной задачи - юридическое, рамочное воздействие на экологическую сферу. Причем в условиях роста опасности экологической катастрофы значение правовой защиты населения будет неизменно возрастать.

Выделение видов функций экологического права зависит от классификации основных направлений воздействия этой отрасли права на общественные отношения, входящие в ее предмет, от выбора критерия их разграничения.

Функции экологического права должны подчеркивать специфику, проявлять свойства, присущие только данному явлению. Это, видимо, обусловлено их общими целями, задачами в правовом регулировании экологических отношений. Функциональное назначение правового опосредования общественных отношений в экологическом праве можно определить как внешнее проявление свойств, выражающихся в воздействии на поведение субъектов экологического права, с целью гармонизации отношений общества и природы.

Экологическая функция права реализуется наряду с его традиционными политическими, экономическими и иными функциями, ха­рактерными для права как инструмента управления обществом. Обострение проблем взаимодействия общества и природы обусловило расширение юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды путем принятия и применения правовых норм, учитывающих экологические зако­номерности во взаимодействии общества и природы и закрепля­ющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания. Нормы права, служащие средством реализаций экологического права, называются эколого-правовыми нормами. Характерный признак эколого-правовых норм в том, что они отражают не только социальные закономерности общественного развития (как и другие нормы права), но и экологические закономерности, состав­ляющие основу системы "общество и природа". Иными словами, эколого-правовая норма представляет собой органическое единство социальных и экологических закономерностей.

Эк фун права заключается в реализации общ-х отношений в области охраны природы и рац-го природопользования в целях создания безопасных благоприятных условий жизни. Воздействие R на эк отношения проявляется следующим образом:

1.в нормах права закрепляются научно- обоснованные правила природопользования и охраны природы

2.в нормах права закрепляются ф и обязанности субъектов эк отношений

3.в нормах права закр-ся меры юр ответс-ти

В охране окружающей среды принимают участие почти все отрасли Рос-кого права (эк право -комплексная отрасль; эк-гия обеспечивается конституцией.)


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top