Овсянкина Г.П. Музыкальная психология - файл n1.doc. Овсянкина, Галина Петровна - Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов Понятие музыкальных способностей

Овсянкина Г.П. Музыкальная психология - файл n1.doc. Овсянкина, Галина Петровна - Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов Понятие музыкальных способностей

Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.
«Музыкальная психология» представляет собой сконцентрированное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-композиторских факультетов консерваторий, а также представителям других гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музыкально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.
Все темы курса классифицируются в пять частей, отражающих различные аспекты музыкальной психологии. Издание включает развернутый список литературы. В нем обобщаются результаты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Содержание.
Музыкальная психология: история и ключевые понятия.
Музыкальные способности - краеугольная проблема музыкальной психологии.
Понятие музыкальных способностей и музыкальности.
Сенсорные музыкальные способности.
Интеллектуальные музыкальные способности.
Проблемы частных музыкальных способностей.
Понятие и структура музыкальной одаренности.
Наследственность музыкального дарования.
ч. Музыкальное восприятие.
Что такое музыкальное восприятие. Общие черты.
Психологические механизмы музыкального восприятия.
Роль музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.
Музыкальное восприятие и возраст.
Некоторые современные проблемы музыкального восприятия.
ч. Творческий процесс композитора.
Творческий процесс композитора в историческом аспекте.
Психологические особенности творческого процесса композитора.
Разнообразие концепций творческого процесса композитора.
Об индивидуальных методах работы композитора.
Материал для изучения творческого процесса композитора.
Проблема воспитания молодого композитора.
ч. Психологический аспект музыкального исполнительства.
Историко-психологический аспект исполнительского искусства
Психологические проблемы интерпретации.
Артистизм и эстрадная выдержка.
Психология подготовки к публичному выступлению.
ч. Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании.
Проблема определения и развития музыкальных способностей.
Музыкальные вундеркинды: вопросы и ответы.
Воспитание музыкального восприятия как основы музыкальной культуры.
Психология различных видов деятельности на уроках музыки.
Роль ассоциативности в музыкальном образовании.
Психологический ракурс ведущих зарубежных музыкально-педагогических систем XX века.
Психологический ракурс ведущих отечественных музыкально-педагогических
систем XX века.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

  • Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая (Документ)
  • Ильин Е.П. Психология спорта (Документ)
  • Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология (Документ)
  • Спасенников В.В. Экономическая психология (Документ)
  • Ашанина Е.Н. Психология копинг-поведения сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России: концепция, модель, технологии (Документ)
  • Душков Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика (Документ)
  • Чиж Т.И. (сост.) Шпаргалки Психология в блок-схемах (Документ)
  • n1.doc

    Издано при финансовой поддержке

    Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

    в рамках Федеральной целевой программы

    «Культура России»

    Допущено Учебно-методическим объединением

    по направлениям педагогического образования

    в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

    обучающихся по направлению 050600 (540700)

    Художественное образование

    Рецензенты:

    Доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, профессор Н . А . Соломонова (Санкт-Петербургский Гуманитар­ный Университет профсоюзов),

    Кандидат искусствоведения, доцент И . Н . Налетова (Российс­кий государственный педагогический университет им. А. И. Гер­цена).

    Овсянкина Г. П.

    Музыкальная психология . Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.

    «Музыкальная психология» представляет собой сконцентриро­ванное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факуль­тетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-компози­торских факультетов консерваторий, а также представителям дру­гих гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музы­кально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.

    Все темы курса классифицируются в пять частей, отражаю­щих различные аспекты музыкальной психологии. Издание вклю­чает развернутый список литературы. В нем обобщаются резуль­таты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

    18ВЫ 978-5-8128-0075-8 ББК 88.4 Овс34

    © Издательство «Союз художников». 2007

    © Г. Овсянкина, 2007

    © Е. Гросман, оформление, 2007

    Предлагаемые лекции по музыкальной психологии предназначены для студентов различных специально­стей, прежде всего для будущих педагогов. Лекции воз­никли в результате обобщения пятнадцатилетнего опы­та преподавания музыкальной психологии и родствен­ных ей дисциплин в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Цель данного издания - обозначить основные положения музыкальной психологии и рассмотреть их в контексте педагогической и творческой деятельности. Мы поста­вили задачу познакомить будущих преподавателей музыки (общего и специального музыкального образо­вания), музыковедов, композиторов, музыкантов-испол­нителей, звукорежиссеров и др. с ключевым теорети­ческим материалом по истории и теории музыкальной психологии с позиций современной науки, проследить связь категорий музыкальной психологии с музыкаль­ным творчеством. Нельзя в одном лекционном издании охватить все разнообразие понятий, связанных с музы­кальной психологией, тем более, что наука эта бурно развивающаяся и по ряду вопросов в ней на сегодняш­ний день еще нет единого мнения.

    Принцип отбора, содержание и организация мате­риала предполагает, во-первых, связь с будущей про­фессией студентов, во-вторых, ориентацию на основ­ные категории музыкальной психологии. В результате лекционный курс складывается из пяти частей, посвя­щенных общим положениям о музыкальных способнос­тях, музыкальном восприятии, психологии творческого процесса композитора, музыкального исполнительства, музыкального воспитания и образования.

    Лекции основываются на классических и новейших трудах по различным вопросам музыкальной психоло­гии: Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского, М. Г. Аранозского, В. В. Медушевского, К. В. Тарасовой, А. Н. Готсдине-ра, А. И. Мухи, В. М. Блока, Л. Л. Бочкарева, Е. В. Вязковой, А. И. Климовицкого, А. С. Соколова, Н. П. Корыхаловой, Л. Маккинон, М. С. Старчеус, Д. К. Кирнарской, сбор­никах Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Ногтю ти51киз» (ред. М. С. Стар­чеус), РАМ им. Гнесиных «Процессы музыкального твор­чества» (ред. Е. В. Вязковой), «Восприятие музыки» (ред. В. Максимова) и др. В лекциях отражен материал из на­ших программ - кратких конспектов-лекций - по психо­логии музыкального творчества и психологии музыкаль­ного воспитания в школе, опубликованных в 1995 году Астраханским областным институтом усовершенствова­ния учителей. При подготовке лекций к изданию учиты­вались те немногие учебные пособия по музыкальной психологии, которые опубликованы в нашей стране, прежде всего учебники А. Л. Готсдинера и В. И. Пет-рушина.

    Надеемся, что знакомство с данными лекциями по­может студентам свободно ориентироваться в пробле­матике музыкальной психологии, самостоятельно изу­чать литературу и применять полученные знания в пе­дагогической, творческой деятельности, а также в научной работе.

    Введение

    Музыкальная психология: история и ключевые понятия

    Музыкальная психология в историческом ракурсе

    Ученые предполагают, что в XX! веке педагогика и психология будут ведущими науками. И действитель­но, каждодневная практика подтверждает эту гипотезу. Открытия научно-технической революции нередко идут не на пользу человечеству, так как его нравственный мир еще не соответствует тому уровню, чтобы всегда разум­но использовать свои достижения. Человеку надо тща­тельно изучать себя и напряженно работать над совер­шенствованием своей природы. Развитие музыкальной психологии вносит свою лепту в этот процесс. Эта на­ука соприкасается со многими областями гуманитарно­го знания и с искусством, но в первую очередь - с об­щей психологией и с музыкальным творчеством.

    Проблемы музыкальной психологии (как и общей) стали волновать человечество еще в древних цивили­зациях Востока и Запада, в эпоху Средневековья, Ре­нессанса. Об этом свидетельствуют, например, труды Аристотеля, Платона, Авиценны, Боэция, Тинкториса и др. Но тысячелетиями эти вопросы разрабатывались в рамках философии, педагогики, медицины, позднее -

    в музыковедении. Появление музыкальной психологии как самостоятельной науки относится только ко второй половине XIX века и связано с дифференциацией об­щей психологии - науки молодой и перспективной. Из­вестно, что общая психология как самостоятельная на­ука «о закономерностях , механизмах и фактах психи­ ческой жизни человека и животных» [НЭС, 2004. С. 982] сформировалась только в 70-е годы XIX века в трудах немецкого ученого В. Вундта. И сразу же от общей пси­хологии начинают отделяться ее автономные области, связанные с изучением психических процессов, харак­терных для тех или иных видов деятельности или для тех или иных аспектов исследования. Так возникают инженерная психология, психология спорта, психофи­зиология, медицинская психология, психология труда, педагогическая психология, психология творчества, по­зднее - космическая психология, историческая психо­логия, юридическая психология, этническая психология и т. д. Происходит процесс дифференциаций уже внут­ри автономных психологии. Это все область погранич­ных наук, которые обращаются как к категориям сугубо психологическим, так и связанным с каким-либо другим видом научного знания.

    К таким пограничным наукам относится и музыкаль­ная психология. Она возникла в результате развития эк­спериментальной психофизиологии и разработки тео­ рии слуха немецким ученым Г . Гельмгольцем , а чуть позднее - теории музыкального восприятия Г. Риманом, тоже немецким ученым-музыковедом. Музыкальная пси­хология разрабатывает основные категории общей пси­хологии: ощущение, восприятие, память, внимание, мыш­ление, эмоции и чувства, речь, воображение и фанта­зия, мотивация и т. д., но в контексте музыкального творчества. По причине множества понятий, используемых музыкальной психологией, историческую лепту в разви-

    Тие науки внесли физиологи, неврологи, психологи, му­зыковеды: И. И. Сеченов и Б. Л. Яворский, В. М. Бехте­рев и Б. В. Асафьев, А. Н. Леонтьев и Е. В. Назайкинский, И. П. Павлов и Н. А. Гарбузов и т. д.

    Предмет и методы музыкальной психологии

    Круг проблем музыкальной психологии достаточно широк. В него входит все, что связано с музыкальными способностями, музыкальным творчеством и любым видом музыкальной деятельности, музыкальным вос­питанием и образованием. Сегодня можно отметить уже довольно развитые области знания внутри музыкальной психологии: психологию музыкального творчества, пси­хологию музыкального воспитания и др. Современная наука дает следующее определение музыкальной пси­хологии: это «дисциплина , изучающая психологические условия , механизмы и закономерности музыкальной деятельности человека , а также их влияние на строе­ ние музыкальной речи , на формирование и историчес­ кую эволюцию музыкальных средств и особенностей их функционирования» [ Назайкинский Е., 1978. С. 480].

    Категории музыкальной психологии связаны не толь­ко с общей психологией и музыкознанием, но и с педа­гогикой, акустикой, эстетикой, социологией, историей. В результате развития дисциплины складываются следу­ющие аспекты музыкальной психологии: педагогический (музыкальное воспитание, общее и профессиональное музыкальное образование), музыкально-теоретический (формирование и эволюция средств музыкальной вы­разительности), социологический (бытование музыки в социуме), собственно психологический и медицинс­кий (оздоровляющее влияние музыки на человека и жи­вотных). Методология музыкальной психологии также носит комплексный характер. Прежде всего она опи­рается на методы общей психологии: интроспекцию

    7

    (самонаблюдение), лабораторный эксперимент и из­мерение , конкретные методы (интервьюирование, ан­кетирование, тестирование). В методе интроспекции таится опасность возникновения субъективного элемен­та. Лабораторный метод в ряде случаев помогает полу­чить точную классификацию. Однако в музыкально-пси­хологических исследованиях он порой бывает мало ре­зультативен, как, например, при исследовании творческого процесса композитора (подобные эксперименты ставились в США). Конкретные методы также требуют критического осмысления, точной интерпретации, к примеру, цветовой тест Люшера, использованный А. Н. Папениной при изу­чении музыкального восприятия [ Папенина А ., 2006]. В музыкальной психологии применяются также методы эстетики, педагогики, музыковедения. Это может быть аналитический метод (например, целостного или ценно­стного анализов, сложившихся в музыкознании), описа­тельный, сравнительный анализы. Вводятся также мето­ды естественных и точных наук. Методологический под­ход может быть комплексный и системный.

    В настоящее время отечественной и зарубежной наукой накоплен значительный теоретический матери­ал. В области изучения музыкального слуха, помимо Г. Гельмгольца, из зарубежных ученых большой вклад внесли Э. Мах, К. Штумпф, М. Мейер, из отечественных -Е. А. Мальцева, Н. А. Гарбузов, Б. М. Теплов, Ю. Н. Рагс, М. С. Старчеус и др. В разработке теории музыкального восприятия принимали участие Э. Курт, А. Веллек, Г. Ревес, С. Н. Беляева-Экземплярская, Е. В. Назайкин-ский и др. В исследовании музыкальных способностей значительна роль француза Б. Эндрью, американца К. Сишора, немца Т. Ламма, российских ученых С. М. Май-капара, Е. А. Мальцевой, Б. М. Теплова, В. К. Белоборо-довой, Н. А. Ветлугиной, Д. К. Кирнарской, Г. М. Цыпина, С. М. Мальцева и др.

    Разработка проблем музыкальной психологии в об­ласти социума связана с именами зарубежных иссле­дователей П. Фарнсуорта, А. Софэка, А. Зильбермана, Г. Бесселера, российских - В. С. Цукермана, А. Н. Сохо-ра, Г. Л. Головинского, Г. И. Панкевича и др. Ими изуча­лись вопросы мотивации в формировании музыкаль­ных вкусов, бытования тех или иных музыкальных жан­ров и стилей, взаимосвязь социальной психологии и массового музыкального сознания и т. д.

    В последние десятилетия активный интерес вызы­вает изучение психологии творческого процесса компо­зитора, психологии интерпретации, психологической подготовки музыканта к концертному выступлению. Раз­ным аспектам творческого процесса композитора посвя­щены работы Н. Л.Фишмана, А. А. Гозенпуда, В. В. Про­топопова, М. Г. Арановского, Е. В. Вязковой, Л. 3. Кора-бельниковой, Е. И. Чигаревой, А. А. Волкова, В. М. Блока, А. П. Милки, А. И. Климовицкого и др. В области изу­чения творческого процесса музыканта-исполнителя большой интерес представляют труды Н. П. Корыхало-вой, Т. В. Чередниченко, В. Ю. Григорьева, Л. Л. Бочка-рева и др.

    В настоящее время музыкальную психологию отно­сят к области музыкознания.

    Понятие музыкального творчества

    Одна из основных категорий музыкальной психоло­гии - «музыкальное творчество» . С ней связано пони­мание почти всех музыкально-психологических вопро­сов. Долгое время представление о музыкальном твор­честве предполагало только процесс создания музыкального произведения. И действительно, значи­мость данного факта для музыкального искусства оспо­рить нельзя. Об этом свидетельствуют многие справоч-но-энциклопедические издания, например, в музыкаль-

    нои энциклопедии в статье крупного музыковеда совет­ской эпохи А. Н. Сохора говорится: «Музыкальная дея­тельность подразделяется на три основные разновид­ности: творчество (композиция. - Г . О.), исполнитель­ство (исполнение музыки. - Г . О.) и восприятие. Им соответствуют три этапа существования музыкального произведения - создание, воспроизведение и слуша­ние» [ СохорА ., 1976. С. 736]. За исполнительством и слу­шательским восприятием закреплялась лишь функция музыкальной деятельности .

    Однако, согласно положению Б. В. Асафьева музыка -«искусство интонируемого смысла» [ Асафьев Б ., 1971], и вне живого звучания она существовать не может. Ее художественно-интонационный образ, возможно, с не меньшей силой, должен пройти не только через сознание автора, но и исполнителя. Тот же Асафьев сви­детельствует, что XIX век оставил множество выдаю­щихся музыкальных произведений, но сколько из них мы не знаем из-за того, что они не нашли достойного исполнителя. Неслучайно часто талантливый музыкант-исполнитель вдохновляет композитора на создание но­вых сочинений. История музыки изобилует примерами такого рода творческой дружбы: Римский-Корсаков и вы­дающаяся певица Надежда Забела-Врубель, Франсиск Пуленк и замечательная певица Дениз Дюваль, Борис Чайковский и талантливый скрипач Виктор Пикайзен и т. д. Именно в расчете на вокальные данные и арти­стический облик Забелы-Врубель Римский-Корсаков создавал неповторимые по красоте оперные партии хрупких женских образов: Веры, Марфы, Царевны-Ле-бедь, Царевны Ненаглядной Красы. Вспомним «прова­лы» на премьерах оперы «Фиделио» Бетховена или Сим­фонии № 1 Рахманинова из-за неудачного исполнения. А какую роль сыграла певица Вера Пургольд в пропа­ганде камерно-вокального творчества Мусоргского?

    Только она одна могла в то время - в последние деся­тилетия XIX века - раскрыть новаторскую впечатляю­щую образность романсов и песен великого компо­зитора.

    Во время исполнения музыки и ее «содержание и форма несколько изменяются, преобразуются испол­нителем в соответствии с его мировоззрением, эстети­ческими идеалами, личным опытом, темпераментом и т. д. В этом проявляются его индивидуальное вос­приятие и истолкование произведения. Возникают ис­полнительские варианты содержания и формы» [ Со - хор А ., там же]. Особенно наглядно это творческое пре­образование наблюдается в исполнении великих артистов, когда даже широко известное сочинение как бы открывается новыми образными гранями и иной си­лой воздействия (достаточно вспомнить неповторимое исполнение выдающихся пианистов прошлого века Э. Г. Гилельса, СТ. Рихтера или Г. Гульда). Следова­тельно, исполнитель также причастен к творческому акту - он находится в сотворчестве с композитором.

    Но будет ли творческий акт завершен только дея­тельностью композитора и исполнителя? И тот, и дру­гой ориентируются на слушателя , который, воспри­нимая музыку, вникает в ее смысл, создает свой му­зыкальный образ, свое музыкальное представление и, в конечном счете, выносит свою оценку. И именно эта оценка определяет бытование музыкального произ­ведения и его судьбу.

    Если обратиться к учению И. Канта, то выясняется, что сам акт познания чего-то нового (а именно оно ле­жит в основе восприятия музыки) есть творчество. До­бавим, общая психология считает, что творчество - это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурной уникальностью» [НЭС, 2004. С. 1194].

    При восприятии музыки наблюдается явление, схо­жее с исполнительским творчеством: здесь можно гово­рить о новом , слушательском варианте музыкального произведения, о новой интерпретации . Новое особен­но показательно для высоко интеллектуального, рож­дающего собственную концепцию восприятия музыки. Подобное восприятие в большей степени показательно для талантливых звукорежиссеров, музыковедов-иссле­дователей и критиков (яркие примеры - аналитические этюды И. И. Соллертинского, Л. А. Мазеля, В. С. Цук-кермана, Ю. Н. Тюлина, В. В. Протопопова, Ю. Н. Холо-пова). Это творческий фундамент и звукорежиссуры, и музыковедения. (Отметим, что музыковедение тоже есть одна из разновидностей творчества музыкального, а не только сугубо научного.)

    Следовательно, слушательское восприятие, равно как и исполнительство, содержит творческий компонент и является составной частью музыкального творчества, которое необходимо трактовать как единство триады: композитор-исполнитель-слушатель. Итак, музыкаль­ным творчеством следует считать любой вид ак­тивной , обновляющей психической деятельности , связанной с музыкальным искусством , при главен­ствующей роли деятельности композитора . Му­зыкальное творчество рассматривается не только в психологическом, но и в философско-эстетическом аспектах.

    Антропологический аспект музыкальной психологии

    Под антропологическим аспектом музыкальной пси­хологии следует понимать особенность трактовки по­ нятий , связанных с психологией музыки на ранней стадии развития человека . Безусловно, историко-ар-хеологических источников по этим вопросам мало. Од-

    Нако изучение жизни и культуры отдельных племен Африки, Австралии, Океании и Америки дало богатей­ший материал для понимания антропологии музыки и осознания объективности категорий музыкальной пси­хологии. Еще в 60-е годы XX столетия в этих регионах планеты Земля жили этнические группы, находящиеся на стадии раннего патриархата или даже матриархата. В своем развитии они во многом проходили путь, харак­терный для всех народов земного шара. Особенностя­ми их быта и культуры ученые впервые заинтересова­лись еще в середине XIX века. Многочисленные экспе­диции англо-американских ученых (среди них было немало этномузыкологов и музыковедов-палеонтологов) в первой половине XX столетия собрали богатейший материал по художественной культуре. Об этом, в час­тности, свидетельствует замечательное исследование «Антропология музыки» профессора антропологии уни­верситета штата Индиана Алана Мерриама [ А 1 ап Р . Мегпат . Тпе Ап (горо 1 оду ог~Миз / к . Ыог 1\ л / ез { егп ипЫегв " Лу ргезз . Е V апз ^ оп , 1964. 358 р .; сокращенный русский пере­вод см. в Ногтю тизИшз "95, "99]. Изучение накопленно­го материала в контексте музыкальной психологии сви­детельствует, что уже на столь ранней ступени разви­тия человек задумывался о многих проблемах музыкальной психологии и эстетики. По этим материа­лам мы можем судить о том, как развивалось музыкаль­ное искусство при родовом строе.

    Перед древними людьми прежде всего стоял воп­рос: что такое музыка , музыкальное творчество ? По мнению басонгов (небольшой этнической группы в Заи­ре), музыка связана только с человеком, остальное -не музыка. В понимании тех же басонгов музыка созда­на только людьми. Но это не единственная точка зре­ния. В частности, в Сьерра-Леоне (государство в запад­ной Африке, населенное народами темпе, менде, лим-

    ба, фульбе и др.) считают, что распространенный в этом регионе музыкальный жанр баланьи произошел от под­ражания пению птички.

    Из примера взгляда басонгов можно сделать вывод, что уже в первобытные времена вставала проблема осмысления: что характерно именно для музыки? Про­блема отличия музыки от «не музыки» у древних пле­мен очень важна для понимания любой музыкальной системы. Она формирует психологию, вкусы, культуру в целом.

    Второй по степени важности вопрос: что такое му­ зыкальный талант ? И по этому вопросу тоже существу­ют разные точки зрения. Нигерийские апачи считают, что задатки к музыкальной деятельности (и вообще к эсте­тической) есть у всех людей. Главное - эстетическое воспитание, которому у них отводится важная роль. Противоположной точки зрения придерживаются басон-ги. По их мнению, задатки музыкальных способностей сугубо наследственны, и не у всех они одинаковы. При­чем музыкальное дарование может передаваться по­томству и по отцовской, и по материнской линиям.

    Видимо, уже в стародавние времена люди задумы­вались над тем, что такое музыкальная импровиза­ ция , чем она отличается от музыкальной композиции, какие для импровизации нужны задатки и т. д.? На Три­нидаде (остров в Атлантическом океане), например, им­провизацию не считают особым даром, так как она, по мнению аборигенов, доступна любому податливому уму. Отмечается различное отношение к музыке, к ис­кусству. У бали (народность в Индонезии) - это важней­шая потребность. Также буквально живут для искусст­ва чамбули (небольшая папуасская народность в Но­вой Гвинее). Каждый представитель этого народа «прежде всего озабочен своей ролью на художествен­ной сцене своего общества, - совершенствованием сво-

    Его костюма, красотой своих собственных масок, соб­ственным мастерством игры на флейте, законченнос­тью и совершенством [ё1ап] своих обрядовых действ, признанием и оценкой своего исполнения другими...» [Ногтю ти51ки5"95, с. 40]. Маори (основное население Новой Зеландии) почти все - певцы. Общественная зна­чимость музыки отмечается и в лагере африканских буш­менов, и у пигмеев Конго.

    Для музыкального восприятия важна и проблема оптимального числа исполнителей , которая волнует эти народности и разрешается ими тоже по-разному. У басонгов ядро музыкальной группы составляют три му­зыканта, так как все должно прослушиваться ясно, и зву­чание не должно перегружать слух. Для североамери­канских индейцев флэтхед наоборот: чем больше пев­цов, тем лучше.

    Разные мнения существуют и в вопросе о происхож­ дении музыки . Выявляются два взгляда: музыка - по­рождение богов или музыка возникает благодаря заим­ствованию. Взгляд на взаимосвязь музыки со сверхъе­стественным началом включает и фигуру музыканта. Источников, из которых черпается музыка, может быть три: 1) сверхъестественное начало, 2) индивидуальное сочинительство, 3) заимствование. Для представителей племени юркала (Австралия) музыка - это подражание лепету детей младенческого возраста, которые знают священную тайну забытых слов. То, как трактуется воп­рос об истоках музыки, трудно переоценить; его пони­мание формирует сочинительское творчество и влияет на музыкальную культуру в целом.

    Проблема эмоциональности музыки , ее смысловой сущности также разрешается с разными нюансами. По мнению племени маори, песня помогает людям выра­зить мысль. У полинезийцев пение служит передаче любой сакральной эмоции.

    Задумываются и над мотивацией музыкального творчества: почему люди музицируют? Флэдхед счита­ют - чтобы помочь себе (т. е. в основе лежит компенса­торная функция). Басонги уверены, что люди занима­ются музыкой в трех случаях: 1) для счастья, 2) по ве­лению Эфиле Мукулу (верховного божества), 3) для вознаграждения. Но главный мотив заключается в об­ретении счастья.

    Возникает также проблема собственности музыки и по-своему решается вопрос авторских прав. Существу­ют три точки зрения: 1) музыка является собственнос­тью индивида, который ее сочинил, 2) песня может быть собственностью группы, касты и т. д., 3) музыка - это достояние общества в целом.

    Как видим, уже на ранней стадии развития перед людьми возникают ключевые вопросы музыкальной психологии, бытования музыки.* Это свидетельствует об объективности данных вопросов. Более того, в их реше­нии существуют противоположные точки зрения, что го­ворит о разнообразии мнений, продиктованных разно­стью психических складов, опыта музыкальной практи­ки. У первобытных народов можно обнаружить зачатки многих психологических и эстетических теорий, которые окончательно выстроятся и разовьются впоследствии.

    * Материал, свидетельствующий о том, что при родовом строе встают и по-своему разрешаются вопросы создания музыки, см. в части III.

    Часть I

    Музыкальные способности -

    Краеугольная проблема

    Музыкальной психологии

    Лекция 1

    Понятие музыкальных способностей

    и музыкальности

    Способностями называют особый психический ком­плекс, который предполагает успешное занятие тем или иным видом деятельности. Для того чтобы быть прича­стным к любому из звеньев музыкального творчества, необходим определенный комплекс способностей, ко­торый называют основные музыкальные способности (или общие музыкальные способности). В каждом зве­не музыкального творчества они функционируют по-раз­ному и объем их различен. Они нужны не только для того, чтобы сочинять музыку или исполнять, но и чтобы проникать в ее смысл и наслаждаться ею. Выдаю­щийся ученый советской эпохи Б. М. Теплов в класси­ческом труде «Психология музыкальных способностей» [ Теплов Б ., 2004] впервые классифицировал музы­кальные способности на основные (или общие ) и спе­ циальные (или частные ). Если основные музыкальные способности нужны и для слушателя (без них человек не может приобщаться к музыке и, тем более, глубоко понимать ее), то специальные способности необходи­мы профессионалам: композиторам, музыкантам-ин­струменталистам, звукорежиссерам или вокалистам.

    Для того чтобы заниматься музыкой или ее воспри­нимать, прежде всего, ее необходимо услышать. Сле­довательно, нужна такая психическая функция, как музыкальный слух , который позволяет не только слы­шать звук, но и оценить все качества звука (в первую оче-

    редь музыкального - тембр, высоту, громкость, протяжен­ность), интонации и целого музыкального построения. Но музыка включает не только разновысотное соотноше­ние звуков, различных по тембру, громкости (динамике), протяженности, замысловатые сочетания звуковых гори­зонтальных и вертикальных процессов, с которыми свя­зано понятие гармонии, полифонии, свободной линеар­ное™, сонорных «пятен» и т. д., но и множественную вариантность временных соотношений . Их человек улав­ливает при помощи чувства музыкального ритма . Что­бы каждая встреча с музыкой обогащала музыкальный опыт, а на его основе сформировалась музыкальная куль­тура, музыку надо запоминать, то есть необходима музы­кальная память . Музыку нужно осмысливать, оценивать, проникая в ее специфическое содержание, для этого му­зыкальные образы (свои или чужие) должны свободно про­носиться в воображении. Поэтому необходимы музыкаль­ ное мышление и музыкальное воображение .

    Взгляд на структуру основных музыкальных способ­ностей менялся. Важным этапом в изучении этого вопроса стало исследование Б. М. Теплова, раскрывшего психо­логические первоосновы основных музыкальных способ­ностей: «ладовое чувство» , «способность к слуховому представлению» , «музыкально - ритмическое чувство» [ Теплое Б ., 2004]. Ладовое чувство помогает реагировать на ладотональные изменения, которые пронизывают музыкальную ткань по горизонтали и вертикали, на ин­тонационные движения мелодии. Способность к слухо­вому представлению помогает человеку слышать звуки, целые музыкальные построения и даже произведения по памяти, только в представлении, без реального зву­чания. А музыкально-ритмическое чувство помогает эмо­ционально отзываться на временные процессы в музы­ке, фиксировать особенности темпа, метроритмики, рит­мической плотности и т. д. Однако Б. М. Теплов не

    Признавал музыкальную память как самостоятельную психическую функцию (что было характерно для того времени). В трактовку основных музыкальных способно­стей он не включал функции интеллекта и воображения.

    За прошедшие шестьдесят лет было много сделано для изучения музыкальных способностей. Среди дости­жений российских ученых отметим работы Л. А. Барен-бойма, А. Н. Сохора, Н. Е. Ветлугиной, М. Г. Арановского, Г. М. Цыпина и др. Обобщением этих достижений стала концепция музыкальности К. В. Тарасовой, отраженная в исследовании «Онтогенез музыкальных способностей» [ Тарасова К ., 1988]. В последние годы вышли фунда­ментальные труды М. С. Старчеус «Слух музыканта» и Д. К. Кирнарской «Музыкальные способности» [ Старче­ ус М ., 2004; КирнарскаяД ., 2005].

    Итак, к основным музыкальным способностям совре­менная наука относит: музыкальный слух , чувство музы­ кального ритма , музыкальную память , музыкальное мышление и музыкальное воображение . К. В. Тарасова вводит также классификацию музыкальных способностей на сенсорные (т. е. связанные с ощущением) и интеллек­ туальные . Первые включают музыкальный слух и чувство музыкального ритма, вторые - музыкальную память, му­зыкальный интеллект, а также, по-нашему мнению, сюда входит и музыкальное воображение. Следует учесть, что даже очень музыкально одаренный человек рождает­ся не с «готовыми» музыкальными способностями, а толь­ко с их задатками . А дальше необходим труд воспитате­лей и его самого, нужна благоприятная, насыщенная му­зыкальной культурой обстановка, чтобы из этих задатков сформировались музыкальные способности.

    Однако, наличие музыкальных способностей, порой даже очень хороших, еще не показатель того, что чело­век может успешно приобщаться к музыкальному творчеству, даже в качестве слушателя. Можно обладать

    Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.
    «Музыкальная психология» представляет собой сконцентрированное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-композиторских факультетов консерваторий, а также представителям других гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музыкально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.
    Все темы курса классифицируются в пять частей, отражающих различные аспекты музыкальной психологии. Издание включает развернутый список литературы. В нем обобщаются результаты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.Содержание.
    Музыкальная психология: история и ключевые понятия.
    Музыкальные способности - краеугольная проблема музыкальной психологии.
    Понятие музыкальных способностей и музыкальности.
    Сенсорные музыкальные способности.
    Интеллектуальные музыкальные способности.
    Проблемы частных музыкальных способностей.
    Понятие и структура музыкальной одаренности.
    Наследственность музыкального дарования.
    ч. Музыкальное восприятие.
    Что такое музыкальное восприятие. Общие черты.
    Психологические механизмы музыкального восприятия.
    Роль музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.
    Музыкальное восприятие и возраст.
    Некоторые современные проблемы музыкального восприятия.
    ч. Творческий процесс композитора.
    Творческий процесс композитора в историческом аспекте.
    Психологические особенности творческого процесса композитора.
    Разнообразие концепций творческого процесса композитора.
    Об индивидуальных методах работы композитора.
    Материал для изучения творческого процесса композитора.
    Проблема воспитания молодого композитора.
    ч. Психологический аспект музыкального исполнительства.
    Историко-психологический аспект исполнительского искусства
    Психологические проблемы интерпретации.
    Артистизм и эстрадная выдержка.
    Психология подготовки к публичному выступлению.
    ч. Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании.
    Проблема определения и развития музыкальных способностей.
    Музыкальные вундеркинды: вопросы и ответы.
    Воспитание музыкального восприятия как основы музыкальной культуры.
    Психология различных видов деятельности на уроках музыки.
    Роль ассоциативности в музыкальном образовании.
    Психологический ракурс ведущих зарубежных музыкально-педагогических систем XX века.
    Психологический ракурс ведущих отечественных музыкально-педагогических
    систем XX века.


    Самое обсуждаемое
    Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева Цитаты о тургеневе Цитаты из произведений тургенева
    Говядина в духовке сочная и мягкая рецепт с фото Говядина в духовке сочная и мягкая рецепт с фото
    К чему снится сердце по соннику К чему снится сердце по соннику


    top