Как провести избирательную кампанию. Избирательная компания Как идет предвыборная компания

Как провести избирательную кампанию. Избирательная компания Как идет предвыборная компания

В первый месяц 2008 г. окончательно определился состав участников предвыборной гонки. Их регистрацию оформила Центральная избирательная комиссия. Это первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев, лидеры КПРФ Геннадий Зюганов, ЛДПР Владимир Жириновский и Демократической партии Андрей Богданов. Экс-премьеру Михаилу Касьянову Центризбирком отказал в регистрации, сославшись на превысившую требование закона долю недействительных подписей.

В январе оформились и отчетливо проявились основные черты президентской избирательной кампании. Прежде всего, к ним относятся бесконфликтность, фактическое отсутствие интриги и предвыборной дискуссии между кандидатами. В значительной мере это обусловлено внутренней логикой самой предвыборной гонки. Рейтинг главного претендента на президентский пост Медведева существенно обгонял показатели других кандидатов.

Так, по данным Левада-Центра, обнародованным 24 января, за Медведева были готовы проголосовать 82% избирателей, в то время как за председателя ЦК КПРФ Зюганова -- 9%, за лидера ЛДПР Жириновского -- всего 8%, за лидера Демократической партии Богданова -- только 1% . Опросы других социологических центров также фиксировали огромный разрыв между Медведевым и другими кандидатами.

В частности, по информации Фонда «Общественное мнение» в течение месяца рейтинг Медведева колебался от 50% (12--13 января) до 54% (26--27 января), у Зюганова -- соответственно от 6% до 5%. У Жириновского рейтинг был стабилен и составил 7%. Неизменным он оказался и у Богданова -- 0% . По результатам опросов ВЦИОМ показатели Медведева выросли с 53% (5--6 января) до 64% (26--27 января), у Зюганова они оставались неизменными -- 5%. В рамках статистической ошибки за месяц «подрос» рейтинг Жириновского -- с 5% до 6%. Богданов довольствовался стабильным нулем.

Ситуация, при которой результат мартовского голосования не вызывал сомнений, сама по себе способствовала снижению общественного интереса к соревновательному аспекту предвыборной кампании. Поэтому и объявленное в конце месяца решение Медведева не участвовать в теледебатах, обоснованное ссылками на занятость по работе в правительстве страны, не вызвало сколько-нибудь заметной общественной реакции.

Это решение основного кандидата в президенты фактически закрепило своеобразные политические рамки кампании: каждый претендент выполняет собственную ролевую функцию, не конкурируя с другими участниками. Такая обстановка в целом устраивала властную элиту, выбравшую инерционный, неконфликтный сценарий предвыборной гонки, главной задачей которого становилась консолидация основной массы избирателей вокруг Медведева как преемника Владимира Путина, с именем которого в общественном мнении связывались надежды на позитивные перемены.

В информационном пространстве Медведев также полностью доминировал над соперниками. Так, по данным компании «Медиалогия», рейтинг информационного благоприятствования по СМИ в целом у первого вице-премьера превышал аналогичный показатель ближайшего конкурента почти в восемь раз, на телевидении -- в девять раз.

Главная же интрига политического процесса развивалась в непубличной сфере, где конкурирующие группы интересов продолжили борьбу за продвижение наиболее выгодной для них модели конфигурации власти уже при новом президенте. Этот фактор оказывал определенное влияние и на ход предвыборной гонки.

Так, группы, надеющиеся на определенную либерализацию политического курса, были явно заинтересованы в том, чтобы победа Медведева выглядела как можно более внушительной по всем критериям (включая соответствие выборов международным демократическим стандартам), что позволило бы вновь избранному главе государства проводить самостоятельную политику, в том числе и в вопросах формирования президентской команды. Напротив, сторонникам сохранения статус-кво и ужесточения политического курса было выгодно снижение политического эффекта от победы Медведева, что дало бы им возможность после выборов ограничить самостоятельность нового президента.

В плане влияния на избирательную кампанию эти противоречия проявлялись, в частности, в колебаниях одного из ее участников -- Зюганова. По мнению наблюдателей, лидер коммунистов, по-видимому, пытаясь лавировать между конкурирующими группами интересов, демонстрировал явную непоследовательность. Он то заявлял о намерении отказаться от участия в теледебатах, что могло бы еще больше снизить политическую привлекательность избирательной кампании, то отказывался от прежних угроз.

В начале февраля в печати была опубликована информация, согласно которой Зюганов вообще мог быть снят с выборов за «злоупотребление должностным и служебным положением», поскольку он направил телеграмму в Московскую городскую избирательную комиссию на правительственном бланке. Не исключено, что лидер КПРФ намеренно пошел на эти нарушения, чтобы тем самым спровоцировать выбытие из предвыборной гонки, неудача в которой может привести к завершению его политической карьеры.

Вполне вероятно, что борьба между группами интересов в какой-то мере оказала влияние и на предвыборную кампанию Медведева. Так, после содержательного предвыборного выступления кандидата на II Всероссийском гражданском форуме ожидалось, что изложенные в нем идеи (в частности, о борьбе с «правовым нигилизмом» и коррупцией) получат дальнейшее развитие и конкретизацию на съезде Ассоциации юристов России, в которую входят многие представители команды президента Путина. Однако выступление Медведева на этом съезде отличалось обтекаемостью и не содержало конкретных предложений.

В то же время, по мнению некоторых наблюдателей, бесконфликтный и заостренный лишь на раздачу обещаний характер предвыборной кампании к концу месяца обернулся и негативной для властной элиты стороной: «Если в публичном пространстве ничего не происходит, на политической сцене начинают доминировать другие сюжеты, и источником адреналина становятся “страшилки”... Главное место в этом наборе занимают ожидания деноминации, дефолта и прочих ужасов экономического характера». Не исключено, что предопределенность избирательной кампании, полное отсутствие интриги в публичном пространстве могут привести как к снижению явки на выборы, так и к уменьшению количества голосов, поданных за основного претендента на победу.

Кандидаты

Д. Медведев

По внешним признакам кампания Медведева отличалась прежде всего сверхинтенсивным графиком поездок по стране. Одновременно кандидат, что выглядело вполне естественно в его положении безусловного лидера, в своих высказываниях стремился удовлетворить позитивные ожидания максимально широкого спектра социальных групп.

В содержательном плане были озвучены лишь некоторые принципиальные положения его предвыборной программы. В первую очередь была выделена ее заостренность на социальные проблемы. Примечательно, что это сделал не сам Медведев, а президент Путин. Выступая на встрече с руководством Совета Федерации 15 января, он фактически сформулировал одну из главных задач следующего президентства: «Уже сейчас нужно переходить к качественно новой социальной политике -- политике социального развития. Ее содержание гораздо шире, чем просто выплата пособий и финансирование социальных учреждений. Речь идет о формировании современной социальной среды вокруг человека, работающей на улучшение его здоровья, образования, жилья, условий труда, повышение конкурентоспособности и доходов, в конечном счете -- на развитие российского народа». В рамках такого видения было предложено в последующие годы трансформировать «национальные проекты» в государственные программы.

Наиболее важные положения программного характера были высказаны Медведевым в его выступлении на Гражданском форуме 22 января. Повторив весьма распространенный в риторике нынешних кремлевских лидеров тезис о совмещении российских национальных традиций с фундаментальным набором демократических ценностей, Медведев сформулировал идею необходимости преодоления «правового нигилизма» в качестве важнейшего условия дальнейшего развития страны. Обозреватели усмотрели определенное противопоставление этой цели сложившейся практике бесконтрольного доминирования структур исполнительной власти, которое само по себе и порождает «правовой нигилизм».

Иными словами, не чиновники с их административными ресурсами, а суды, адвокатура, опирающиеся на законы, должны стать главными фигурами в разрешении споров. В этом контексте Медведев сделал особый упор и на борьбу с коррупцией, пообещав перевести ее в статус национальной программы.

Обозреватели также обратили внимание на некоторое смещение акцентов и во внешнеполитической части выступления Медведева. В отличие от других кремлевских политиков он избежал жестких и конфронтационных высказываний в отношении США и Запада в целом и, напротив, сделал упор на том, что России нужно «находить все больше союзников для решения актуальных международных проблем».

Однако после этого выступления, как уже отмечалось, Медведев сделал явную паузу в изложении своих программных установок. В информационном поле инициатива полностью перешла к действующему президенту. В ряде СМИ, прежде всего в интернет-медиа, на этот счет появилось немало предположений.

По мнению их авторов, в преддверии конституционной передачи власти нынешний глава государства хотел бы убедить общественное мнение и элиты в том, что и после выборов именно он сохранит за собой роль главного центра принятия решений. Но, несмотря на это, осторожные высказывания Медведева оказали определенное влияние на поведение элит. В публичной политике стали проявляться признаки того, что либерально-прогрессистская линия в верхах постепенно стала консолидироваться вокруг основного кандидата в президенты.

При этом часть либерально ориентированных элит заняла выжидательную позицию, давая понять, что готова поддержать Медведева лишь при условии, что он на деле проявит свои реформаторские устремления. В то же время сторонники сохранения статус-кво в публичных выступлениях подчеркивали, что после выборов Путин оставит за собой роль политического лидера страны.

В организационном плане региональные штабы по проведению избирательной кампании Медведева были созданы на базе местных структур «Единой России». Робкие попытки других прокремлевских партий, участвовавших в официальном выдвижении Медведева, принять более активное участие в проведении его кампании, не встретили энтузиазма со стороны функционеров «Единой России».

В третьей декаде января в качестве руководителя центрального избирательного штаба преемника приступил руководитель администрации президента Сергей Собянин, который до дня выборов ушел в отпуск с занимаемого в Кремле поста. Ключевые позиции в этом штабе также заняли сотрудники различных департаментов президентской администрации.

Г. Зюганов

Из всех зарегистрированных кандидатов лидер коммунистов оказался в наиболее сложном положении. Положение Зюганова в партии выглядит весьма шатким, крупное поражение может привести к его отставке и, как следствие, вызвать серьезные перемены в политической линии КПРФ.

Между тем, как было показано выше, электоральные показатели Зюганова не давали поводов для оптимизма. Более того, стала складываться ситуация, когда впервые за всю историю президентских выборов в России кандидат от компартии может завершить предвыборную гонку лишь третьим. В этих условиях попытки Зюганова представить дело таким образом, что база его поддержки расширяется за счет некоторых профсоюзов и общественных организаций, оказались безуспешными и не привели к улучшению электоральных показателей.

К началу последней недели месяца в руководящих кругах КПРФ созрело решение о целесообразности отказа Зюганова от продолжения участия в гонке. Одним из главных аргументов, которым оперировала КПРФ, было очевидное неравенство кандидатов в доступе к СМИ, особенно к национальному телевидению. 25 января коммунисты даже поставили вопрос о вытеснении своего лидера из телеэфира на заседании Государственной думы.

Были подготовлены иски в судебные инстанции на Центризбирком, который не реагирует на жалобы КПРФ, на руководство первого и второго телеканалов, допускающее неравенство в освещении предвыборной кампании разных кандидатов, отдавая очевидное предпочтение Медведеву. Но к концу месяца КПРФ изменила позицию, заявив, что ее лидер будет продолжать участие в гонке. При этом явно намекалось на то, что после отказа в регистрации Касьянову Зюганов может рассчитывать на голоса избирателей, поддерживавших экс-премьера.

Однако большинство наблюдателей сомневалось в том, то именно подобные соображения сыграли решающую роль в смене позиции лидера КПРФ. Аналитики склонны объяснять это рекомендациями из Кремля, к которым Зюганов обычно прислушивается. Правда, и после этого лидер КПРФ попытался предпринять новый демарш, снова апеллируя к теме неравенства претендентов. После того как 28 января Медведев официально отказался от участия в теледебатах, об этом заявил и Зюганов. Однако вскоре, по-видимому, также под давлением кремлевских структур, он пошел на попятную, заявив о своем участии в теледебатах с другими претендентами.

Скорее всего, последняя попытка Зюганова «соскочить» с предвыборного поезда, инициировав свое снятие с выборов за допущенное нарушение закона, была предпринята в связи с упомянутой выше телеграммой в Мосгоризбирком. Однако и она оказалась безрезультатной. Зюганов вышел на финишную прямую избирательной кампании, имея примерно равные шансы с лидером ЛДПР Жириновским занять второе место.

В. Жириновский. Наблюдатели отметили, что избирательная кампания лидера ЛДПР на сей раз проходит без присущей ему энергетики. В январе привлекло внимание главным образом его предвыборное выступление 17 января. В нем Жириновский неожиданно с присущим ему пафосом выступил за переход к парламентской республике. Аналитики увидели в этом намек на то, что лидер ЛДПР, обычно четко улавливающий настроения в верхах, хотел подыграть тем силам в Кремле, которые не хотели бы видеть Медведева в качестве полновластного центра принятия решений после выборов 2 марта. В дальнейшем, правда, Жириновский практически не возвращался к высказанной им идее.

В той же речи лидер ЛДПР дал понять, что перспективы сохранения стабильности в стране под влиянием надвигающихся трудностей социально-экономического характера не выглядят столь уж оптимистично. И это может существенно поколебать позиции нынешних элит. В этом контексте Жириновский как бы осторожно намекал на то, что неожиданно может оказаться востребованным для более серьезных политических игр, чем нынешняя избирательная кампания.

М. Касьянов. Центризбирком отказался регистрировать кандидатом экс-премьера Касьянова, забраковав более 15% подписей граждан в его поддержку. В Республике Марий Эл и Ярославской области даже были заведены уголовные дела в связи с подделкой подписей. Правда, в дальнейшем в печати появлялись сообщения о том, что показания обвиненных в организации фальсификаций были даны под давлением. Тем не менее попытки Касьянова оспорить решение Центризбиркома в судебных инстанциях ни к какому результату не привели. Более того, в конце месяца Центризбирком даже пригрозил обратиться в Генпрокуратуру в связи с фальсификацией подписных листов.

При этом, правда, указывалось и на нарушения, имевшие место и у другого кандидата, Богданова. Очевидно, смысл подобного демарша состоял в том, чтобы продемонстрировать объективность Центризбиркома в отношении к разным претендентам -- оппозиционеру Касьянову и прокремлевскому выдвиженцу Богданову. Однако результат регистрации тем не менее получился разным. Касьянова не зарегистрировали, а Богданов оказался в окончательном списке соискателей президентского поста. Более того, позднее Касьянову отказали и в регистрации возглавляемой им новой политической партии -- Народно-демократического союза.

Тем самым экс-премьеру, по-видимому, давали понять, что его присутствие в большой политике на нынешнем этапе в качестве самостоятельного игрока нежелательно.

Аналитики высказывали разные точки зрения на причины снятия Касьянова с предвыборной гонки. Согласно одному предположению, в Кремле решили, что если экс-премьер будет играть с Медведевым на одном смысловом поле «либерализации» и как оппозиционер станет делать это более решительно и ярко, возможно ухудшение электоральных показателей первого вице-премьера. По другой версии, снятие Касьянова с дистанции было выгодно тем силам в верхах, которые хотели снизить политический эффект от победы Медведева, представить ее как достигнутую в стерильных неконкурентных условиях.

А. Богданов. Что же касается Богданова, то его участие, как показало развитие предвыборной гонки в январе, было явно лишним. Лидеру ДПР так и не удалось продемонстрировать, что он способен стать новым центром консолидации умеренно-либеральных сил, выступающих с позиций активного сотрудничества с Кремлем. А именно эту цель преследовали чиновники из президентских структур, выдвинувшие проект участия Богданова в президентской избирательной кампании 2008 г.

Центризбирком. В сложившейся ситуации Центральной избирательной комиссии было важно показать свою объективность и равноудаленность от всех кандидатов. Однако до конца это осуществить так и не удалось. И дело не только в истории с фальсифицированными подписями у Касьянова и Богданова. Так, Центризбирком выявил неточности в декларациях о доходах и собственности у трех претендентов -- Зюганова, Жириновского и Богданова. Для них на короткий период была создана еще одна дополнительная линия напряжения, впрочем, не помешавшая им продолжать кампанию.

После официального заявления кандидата о его включении в предвыборную борьбу начинается широкомасштабная предвыборная кампания. Задачи, решаемые в ходе таких кампаний, многочисленны и разнообразны. К ним относится, в частности, выдвижение избирательной платформы кандидата. (В заявлении он обозначает лишь основные ее положения.) Это целый пакет ясных для избирателей предложений, направленных на решение важных проблем на уровне страны, а также проблем местного значения. Например, предвыборная платформа Р. Рейгана включала обещания существенно снизить темп инфляции и уровень безработицы, существенно сократить дефицит федерального бюджета. Решение этих проблем для США в тот период было чрезвычайно важным, ибо темпы инфляции выражались двузначной цифрой, безработица приближалась к 10 млн человек.

Далее в ходе предвыборной кампании с помощью всех доступных средств осуществляется широкая реклама платформы кандидата. Вырабатываются и формируются стратегия и тактика предвыборной кампании, объединяются в общую «тему» все доводы, убеждающие избирателей, что голосовать надо за данного кандидата. Выделяются вопросы, на которых следует делать акцент. В числе основных задач предвыборной кампании - пропаганда высоких личных качеств кандидата, создание необходимого имиджа.

Предназначение предвыборной кампании столь широко, что перечислить все цели, которые она преследует, весьма сложно. Однако и те задачи, которые нами обозначены, убеждают в том, что для их выполнения необходим специальный аппарат - штаб предвыборной кампании. Его создание начинается сразу после заявления кандидата о принятом им решении баллотироваться на выборный пост. В официальный штаб входят специалисты по изучению соперников, анализу положения в избирательных округах, связей с прессой, изысканию источников финансирования и др. В последнее время возросла роль специалистов в области «политического маркетинга». Одна из специальных их функций заключается в создании привлекательного имиджа кандидата. Некоторые кандидаты имеют кроме официального штаба еще и неформальную консультативную группу, в которую обычно входят друзья и приверженцы кандидата, а также спонсоры. Но, как и в каждом важном мероприятии, работа штаба предвыборной кампании во многом зависит от его руководителя. Традиционно руководители штабов отбираются из ближайших друзей кандидата или из непосредственно подчиненных ему работников. Это дело настолько сложное и ответственное, что под силу лишь профессионалам. Спрос, как известно, рождает предложение. В современных США кандидат может нанять профессионального руководителя штаба предвыборной кампании.

А какова роль самого кандидата в руководстве предвыборной кампанией? По мнению опытных руководителей штабов, кандидат берется не за свое дело, если он старается сам активно руководить предвыборной кампанией, растрачивая при этом драгоценный ресурс - время.

Стартующая после заявления кандидата предвыборная кампания проходит три этапа, каждый из которых решает свои задачи.

Первый этап - это создание основы предвыборной кампании. В это время формируется ее штаб, анализируются задачи предыдущей избирательной кампании, решаются вопросы об источниках финансирования, о связи со средствами массовой информации и др.

Второй этап - выработка стратегии. Многообразие стратегических вариантов является кажущимся. Вопрос выбора стратегии, например, в американских избирательных кампаниях сводится к одному из трех вариантов:

  • организовать кампанию с четким ориентиром на партийную принадлежность, с опорой на ее сторонников и на собственные возможности;
  • вести кампанию в форме дискуссии по важнейшим спорным вопросам, предлагая свой путь их решения, в котором заинтересованы влиятельные силы;
  • проводить кампанию, ориентированную на известную личность (например, при избрании президента на второй срок). При этом подчеркиваются личные качества, деловые возможности и имидж.

Третий этап - завоевание голосов избирателей, включающее широкую рекламу платформы кандидата. На этом этапе проводятся многочисленные встречи кандидата с избирателями. Л. Пресслер (американский сенатор от штата Южная Дакота) так вспоминает свою первую предвыборную кампанию: «Я совершал по 500 рукопожатий в день. Именно в эти моменты я всматривался в своих потенциальных избирателей и пытался хоть немного с ними поговорить. Я занимался этим 7 дней в неделю. Мой рабочий день начинался в 5 час. 45 мин. встречей на каком-либо предприятии... Все это стоило огромных физических и умственных усилий».

Очевидно, что предвыборная кампания, особенно в наши дни, невозможна без широкомасштабных услуг средств массовой информации. Практически ими в ходе избирательной кампании пользуются все партии мира. В следующем параграфе коротко обобщена практика США и западно-европейских стран по использованию средств массовой информации в предвыборных кампаниях.

Избирательная кампания представляет собой комплекс агитационных мероприятий, организуемых и проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Наряду с ними в избирательной кампании участвуют разного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Предвыборная агитация проводится с помощью собраний и митингов, печатных и электронных средств массовой информации, расклейки предвыборных афиш и плакатов и т. д. Сроки, порядок и формы проведения агитации, источники финансирования и т. д. более или менее строго регламентируются соответствующим законодательством.

Можно сказать, что избирательная кампания - это развернутый во времени процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. Речь идет, во-первых, о назначении конкретной даты выборов; во-вторых, об образовании избирательных округов и участков; в-третьих, о начале и завершении регистрации избирателей; в-четвертых, о выдвижении и регистрации кандидатов; в-пятых, о начале и завершении предвыборной борьбы; в-шестых, о голосовании; в-седьмых, о подсчете поданных на выборах голосов.

В разных странах конкретная дата выборов назначается по-разному. При этом должны учитываться сроки, в течение которых кандидаты и политические партии получают возможность развернуть полноценную избирательную кампанию.

В США день голосования строго фиксирован. Так, голосование на выборах президента и членов конгресса проводится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого високосного года, а так называемые промежуточные выборы в конгресс - в тот же день следующего четного года. Однако в большинстве стран заранее определенной даты выборов нет, поэтому необходимо принятие специального акта или решения соответствующего государственного органа, устанавливающего конкретную дату голосования.

В России выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом Российской Федерации. Днем голосования является

первое воскресенье месяца, в котором истекает срок избрания нижней палаты прежнего созыва. Выборы Президента России назначаются Советом Федерации, а днем голосования является второе воскресенье месяца, в котором проходили предыдущие президентские выборы. Выборы в органы законодательной власти субъектов Федерации унифицированы с принятием Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с этим Законом региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации. Конкретная дата голосования так же, как и на федеральных выборах, определяется в зависимости от сроков полномочий региональных органов власти. Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления. Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день - воскресенье.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируются установленными законодательными нормами. Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии - в день выборов.

Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общее количество времени, отводимого СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.

В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа. Первый - это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Его суть состоит в том, что всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. С одной стороны, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении.

Второй принцип - это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника. Третий принцип - нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.

Важное место в избирательной системе занимает институт регистрации, который регулируется соответствующими законами. Как правило, в списки избирателей заносятся все граждане, имеющие право голоса. В большинстве индустриально развитых стран списки избирателей составляются местными органами власти. Они автоматически обновляют регистрацию избирателей, и, когда эти последние меняют место жительства, регистрация также автоматически следует за ними.

По-иному обстоит дело в США. Там регистрация для участия в выборах является сугубо личным делом самого голосующего. Она осуществляется специальными уполномоченными для этой цели чиновниками городских округов и графств, а также местными избирательными комиссиями и бюро. Одна из главных целей института личной регистрации избирателей состоит в том, чтобы дать руководителям избирательных участков возможность установить личность голосующего и определить, является ли он жителем данного избирательного округа и обладает ли правом голосовать на предстоящих выборах. В известной мере этим объясняется введение ценза оседлости в качестве одного из условий допуска граждан к избирательным урнам. От лиц, желающих участвовать в голосовании, требуется предоставить удостоверение личности, подтверждающее место жительства и гражданство.

Система личной регистрации предусматривает периодическое обновление избирательных списков. Причем сами кандидаты должны также периодически возобновлять свою регистрацию. Чтобы добиться права внесения в избирательные бюллетени, кандидаты должны соответствовать требованиям, предъявляемым законом к претендентам на ту или иную должность. Такие требования могут включать минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности и т. д.

Например, согласно Конституции США президентом страны может стать американский гражданин по рождению в возрасте не моложе 35 лет и проживающий в пределах США не менее 14 лет. Претенденты в члены палаты представителей должны быть жителями штата, но необязательно конгрессистского дистрикта, от которого они избираются. В ряде штатов кандидатами на такие должности, как судьи,

генеральные прокуроры, прокуроры, могут быть только практикующие юристы с определенным стажем по данной профессии. Подобные требования могут предъявляться к претендентам и на другие выборные должности.

Для участия в выборах установлен возрастной ценз. До конца 60-х годов нынешнего века во многих странах избирательное право предоставлялось с 21-23 лет. Но в ходе широких молодежных и студенческих движений конца 60-х - начала 70-х годов этот ценз во многих странах был снижен до 18 лет: в США - в 1971 г., в ФРГ и во Франции - в 1974 г., в Италии - в 1975 г. Для кандидатов, претендующих на выборные должности, в зависимости от властного уровня установлен более высокий возрастной ценз, скажем, 23-25 лет в нижнюю и 30-40 лет в верхнюю палаты парламента.

Для проведения выборов, в зависимости от их характера (всеобщие, региональные, местные), вся территория страны, области, провинции, района разбивается на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов. Размер округа зависит от уровня выборов. Если для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, деревни, то для проведения выборов областного, регионального или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один. Как правило, избирательные округа создаются так, чтобы каждый депутат (в зависимости от властного уровня) избирался от равного числа жителей или избирателей.

Под избирательной кампанией в формальном значении понимается установленный законом период, в течение которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют организационную, пропагандистскую и идеолого-информационную подготовку в соответствии с установленными правилами. Сюда же относится комплекс организационных, пропагандистских и иных мероприятий, проводимых отдельными партиями и кандидатами. В таких случаях говорят об «избирательной кампании» той или иной партии, того или иного кандидата.

Организация и проведение избирательных кампаний в разных странах осуществляются по-разному. В зависимости от сложившихся в стране традиций глава государства или правительства или парламент назначают официальную дату выборов. С этого дня начинается избирательная кампания, в ходе которой каждая партия выдвигает своих кандидатов или список кандидатов, которые должны пройти соответствующую регистрацию.

Для проведения избирательной кампании создается специальный штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультант по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств по почте. После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные избирательные бюллетени.

Существуют различные формы и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально вправе участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты почти исключительно выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Как правило, руководители всех партий знают о дате выборов задолго до официального заявления премьер-министра и соответственно заранее готовятся к решающей пробе сил. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Несколько иная технология организации и проведения президентской избирательной кампании в Соединенных Штатах. Официально она начинается в феврале года выборов с праймериз в штате Нью-Гэмпшир и завершается в первый вторник после первого понедельника в ноябре избранием президента и других выборных должностей. При этом избирательная кампания проходит два этапа.

На первом этапе - этапе первичных выборов - борьба разворачивается между претендентами на номинацию внутри партий. Этот этап завершается общенациональными съездами партий, которые, как правило, созываются в июле-августе года всеобщих выборов. В настоящее время съезды выдвигают и утверждают официальных кандидатов партий на посты президента и вице-президента страны, а также формулируют и принимают их предвыборные платформы. После съезда предвыборная кампания вступает в новую фазу (второй этап) и завершается избранием президента, вице-президента и других выборных должностных лиц в первый понедельник после первого вторника в ноябре.

Следует отметить также специфику процедуры избирания президента США, которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других странах. Здесь избиратели формально как бы

прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации 50 штатов и федерального округа Колумбия предоставляют список кандидатов соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Они выступают в качестве партийных агентов, обязанных морально и политически поддерживать кандидата своей партии.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и всесторонне взвесить свой выбор. Срок полномочий выборных должностных лиц ограничивается определенным, строго фиксированным в конституции периодом, как правило, от 2 до 6 лет, в зависимости от страны и должности.

Считается, что определенные конституцией срок и порядок избрания должностных лиц достаточны для того, чтобы избранное лицо могло реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями. Так, в США и России срок пребывания президента у власти - четыре года. Одно и то же лицо не может занимать этот пост больше чем два срока подряд.

Одна из наиболее значимых и насыщенных технологиями политических кампаний – избирательная кампания, в ходе которой разворачивается борьба претендующих на места во властных структурах партий и лидеров. В законодательстве Российской Федерации избирательная кампания определяется как заключительный этап избирательного процесса по выборам в конкретный орган государственной власти – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения об их назначении до дня представления избирательной комиссией отчета о расходовании средств. Известно, однако, что на деле предвыборная борьба начинается задолго до официального старта. Определим ее как совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или общественно-политической организацией определенных результатов по итогам выборов, а избирательную технологию – как способ ведения избирательной кампании.

Основные субъекты избирательной кампании – кандидаты и партии, борющиеся за соответствующие мандаты либо решающие другие задачи (повысить степень политического влияния накануне следующих выборов, обменять электоральный ресурс на доступ к ресурсам иного рода и т.п.). Важнейшая роль избирательных комиссий состоит в формировании правового пространства избирательной кампании и контроле за соблюдением правовых норм сторонами предвыборной борьбы.

Избирательная кампания может быть представлена как целенаправленное взаимодействие кандидата или партии, претендующих на мандат избирателей, с элементами общественной среды, оказывающими решающее воздействие на исход голосования. Совокупность реализуемых при этом связей образует поле избирательной стратегии (рис. 4).

Прежде всего как политик, кандидат, вступающий в предвыборную борьбу, должен позиционировать себя среди политической элиты – определить свое место в сложившемся пересечении политических интересов и образов. Во-первых, поддержка крупных политических фигур необходима ему, с одной стороны, как средство привлечения дополнительного финансового, организационного, административного ресурса. Во-вторых, кандидат должен иметь политический имидж, позволяющий ему занять выигрышную нишу в конфигурации претендентов на оспариваемый им мандат. В-третьих, демонстрация поддержки политических "тяжеловесов" помогает кандидату убедить избирателей в своей способности выполнить предвыборные обещания. В-четвертых, необходимо учесть степень популярности этих "тяжеловесов" среди населения и прежде всего тех слоев, на поддержку которых рассчитывает кандидат. Наконец, в-пятых, способы решения этих проблем не должны противоречить друг другу.

Рис. 4.

Позиционирование в совокупности политических институтов решает сходные задачи. Поддержка партий дает кандидату к тому же дополнительный организационный ресурс. В электоральном отношении в России поддержка партии менее значима для избирателя, нежели поддержка лидера. Существенной является поддержка (или противодействие) со стороны государственных органов. По и партийной поддержкой не следует пренебрегать, особенно на выборах в органы представительной власти. На выборах же руководителей администраций преимущество может дать в одних случаях демонстрация надпартийной позиции, в других – партийной принадлежности.

Необходимость правильного позиционирования в промышленно-финансовой элите связана не только с естественной потребностью кандидата в финансовой поддержке на выборах. Поддержка крупных промышленников и банкиров в зависимости от их репутации способна как привлечь, так и оттолкнуть симпатии избирателей. К тому же кандидат (или партия) не может не понимать, что понятие свободного мандата существует для избирателя, но не для спонсора.

Существуют определенные требования и к позиционированию в совокупности претендентов на искомый мандат. Чтобы иметь шанс быть избранным, необходимо, чтобы тебя узнавали, отличали от других кандидатов, и чтобы черты предложенного избирателям имиджа импонировали значительной их части.

И в конечном счете главное – правильное позиционирование в структуре электората, для чего осуществляется его сегментирование , т.е. разбиение на социальные группы по демографическому, профессиональному, территориальному признакам, уровню доходов, политическим предпочтениям, и определение тех групп, опора на которые обеспечит победу. Формирование имиджа должно отвечать их ожиданиям. Способы позиционирования в остальных сферах не должны, как минимум, противоречить электоральным задачам.

Наконец, выстраивание отношений со всеми элементами среды невозможно без установления эффективных связей с ними. Совокупность этих связей составляет информационное пространство, формирование которого является одной из основных задач, решаемых в ходе предвыборной кампании. Оно образуется из СМИ, агитационных материалов, слухов, служебной, доверительной информации и др. Выбор и характер использования конкретных средств коммуникации зависит от объекта информационного воздействия и конкретной политической ситуации.

Способы позиционирования, конфигурация и использование информационного пространства закладываются в содержание стратегии избирательной кампании – совокупности ключевых идей, основной и вспомогательных тем кампании, – реализация которой призвана обеспечить достижение цели. В соответствии со стратегией выстраивается тактика избирательной кампании – основные направления и этапы, мероприятия, структура, план-график, структура управления, а также более частные планы – календарный план работы штаба, планы загрузки СМИ, мониторинга общественных настроений, массовых мероприятий, встреч с избирателями и т.д.

  • – победа на выборах, получение искомого мандата – "естественная" цель выборной кампании;
  • – сокрушительная победа, – в случаях, когда простой победы бывает недостаточно;
  • – повышение уровня известности и формирование имиджа (так называемая "раскрутка") с прицелом на следующие выборы;
  • – получение трибуны в рекламных целях – для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и т.п.;
  • – демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
  • – оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии), – чтобы не допустить срыва выборов, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, оттенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т.п.

В каждом из этих случаев выстраивается своя стратегия, ориентированная на соответствующую цель. При этом "естественную" цель предвыборной кампании – победить на выборах – очень часто преследует меньшинство ее участников. Важно понять и учесть в стратегии цель каждого.

В соответствии с логикой избирательного процесса выстраивается логика избирательной кампании. В самом общем виде можно разделить ее на две части: до и после объявления выборов.

Первая из них, скрытая и, как правило, наиболее продолжительная, – предварительная, она начинается с момента, когда будущий официальный кандидат (или партия) решил, что будет претендовать на мандат. Здесь реализуются задачи позиционирования в политической и промышленно-финансовой элите, среди политических партий, формируются ожидания избирателей и имидж будущего кандидата. Наиболее влиятельные партии и их лидеры используют в этих целях парламентскую трибуну, действующие президенты и губернаторы – ресурсы исполнительной власти. У их оппонентов – свои ресурсы. Главное преимущество оппозиции – возможность критиковать власть за ее реальные и мнимые ошибки при отсутствии ответственности за решения и действия власти. На этой стадии борьба ведется скрытно, завуалированно, без прямой агитации. Если уподобить предвыборную кампанию айсбергу, первая ее часть – подводная.

Видимая, хотя тоже не полностью, надводная часть айсберга – вторая часть избирательной кампании, – с момента объявления выборов начинается официальная предвыборная кампания. На этой стадии на первый план выступает задача формирования и продвижения позитивного, соответствующего ожиданиям избирателей имиджа предлагаемого им "политического товара" – обобщенный образ, портрет личности или организации, формируемый в представлении общественности. Элементами политического имиджа являются личностные и социальные характеристики лидеров и партий – биографические данные, внешний вид, политический вес, предвыборные программные установки и т.п. Эту часть избирательной кампании можно, в свою очередь, разделить на три качественно разных этапа.

Первый этап – выдвижение и регистрация кандидатов. Основная задача этапа – сбор необходимого числа подписей в поддержку потенциального кандидата, подготовка документов для регистрации кандидата или партии, прохождение процедуры регистрации. На этом этапе особенно важно обеспечить выполнение всех юридических требований, чтобы исключить возможность отказа в регистрации либо последующего "снятия с дистанции" в судебном порядке. В то же время сбор подписей – хороший "информационный повод" для косвенной агитации. На этом этапе происходит "всплытие" основных претендентов на мандаты, окончательно определяется конфигурация избирательного пространства и в соответствии с этим осуществляется коррекция стратегий.

После регистрации дается старт официальной предвыборной кампании – начинается второй этап. В этот период разворачивается непосредственная борьба за голоса, ведется прямая агитация. Каждая сторона стремится на этом этапе преподнести избирателям образ своего кандидата в максимальной степени отвечающим сформированным к этому времени ожиданиям и представить главных оппонентов в образе "антигероя". Главная задача этапа – совмещение в сознании избирателей их ожиданий с имиджем кандидата (партии).

Третий этап – самый краткий, но не менее ответственный – голосование и подсчет голосов. Главная задача этапа – контроль на избирательных участках и в избирательных комиссиях. Без этого все предшествующие усилия могут оказаться бесполезными. На этом этапе предвыборная агитация запрещена, но законные способы повлиять на исход голосования все-таки существуют. Используются, например, личные связи сторонников для обеспечения явки: нет ничего предосудительного в том, чтобы позвонить приятелю и назначить ему встречу за бутылочкой пива на избирательном участке.

Если в ходе голосования или подсчета голосов вскрываются грубые нарушения избирательного законодательства, которые могли существенно повлиять на результаты выборов, возможен еще один, четвертый этап – процедура опротестования итогов голосования в суде. На практике эта возможность реализуется очень редко, в том числе и по причине отсутствия должного контроля команд. В некоторых случаях, однако, наличие документально оформленных свидетельств грубого нарушения используется для оказания давления на победителя с целью получения определенных политических дивидендов: при распределении постов, принятии решений и т.п. Вот почему необходимо с самого начала официальной избирательной кампании обеспечить ее плотное юридическое сопровождение.

Избирательным правом многих стран, включая Россию, во многих случаях предусматривается второй тур голосования. Если кандидат в первом туре не набрал необходимого для победы числа голосов, назначается второй тур. Тем самым появляется еще один этап, который распадается на два подэтапа с задачами второго и третьего этапов основной кампании. Возможен синтез двух последних случаев: второй тур плюс опротестование итогов голосования в суде.

Наконец, на следующий день после официального вступления в должность либо получения депутатского мандата победитель, хочет он того или нет, начинает первую, фоновую часть новой избирательной кампании. Каждый его шаг будет оцениваться как позиционирование в политической и промышленно-финансовой элите, среди партий и электоральных групп.

Вуз: не указан

Введение 3

1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы 4

2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании 7

3.Задача 13

Заключение 14

Список использованной литературы 15

Введение

Избирательная кампания — сложное и многогранное понятие, которое можно рассматривать с разных сторон.

В избирательных технологиях часто полностью выпадают необходимые этапы подготовки и принятия решений. Например, практически никогда не создается достаточно полный набор альтернатив - возможный действий в период избирательной компании. Большинство мероприятий планируется исходя из аналогов других кампаний, а также тех навыков, умений и связей, которыми обладают планировщики.

Как и само определение избирательной кампании, так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной компании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.

Актуальностью данной темы является то, что для успешного функционирования политической системы необходимо активное участие граждан в общественно-политической жизни страны. Во всех современных демократических обществах основной формой политической активности граждан является участие в выборах.

Целью данной работы является изучение избирательной кампании.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть сущность избирательной кампании, определить её в широком и узком смыслах ;
  • изучить основные этапы избирательной кампании;
  • выявить субъекты избирательной кампании.

1.Избирательная кампания: сущность и основные этапы

В широком смысле слова избирательная кампания - это совокупность устойчивых способов взаимодействия политических субъектов, обеспечивающих функционирование избирательной системы. Так же избирательная кампания - это установленный законом период, в течении которого политические партии и организации, а также государственные органы, ответственные за проведение выборов, осуществляют их организационную подготовку в соответствии с установленными правилами.

В зависимости от временной последо-вательности и особенностей решаемых задач избирательный процесс, или избирательная кампания, делится на несколько этапов, стадий:

1) подго-товительный этап, характеризующий ту общественно-политичес-кую почву, из которой «вырастают» выборы, а также организаци-онные мероприятия, делающие возможным проведение выборов;

2) выдвижение кандидатов, завершающееся их регистрацией;

3) агитационно-пропагандистская кампания;

Строго говоря, лишь последние три эта-па характеризуют непосредственно сам избирательный процесс. Однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на все его стадии.

Как и само определение избирательной кампании , так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы:

  1. Нулевой этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести разведку на местности, организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации - по залогу или по подписям.

Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.

  1. Подготовительный этап или период раскачки. На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.

Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.

  1. Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.
  2. Финишная прямая. Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого спали. До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо сделать что-то еще, распространить еще одну листовку или выступить по телевизору.

Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.

  1. Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.[ 2; с. 342-343]

Также, не стоит забывать об определении избирательной кампании в узком смысле. В этом случае, избирательная кампания представляет собой систему агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

2.Субъекты выборов и этапы избирательной кампании

Рассмотрим основные этапы избирательной кампании более подробно.
1. Назначение выборов

Смысл процедуры назначения выборов - установление дня голосования.

Выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации.

Региональные выборы назначаются законодательным органом государственной власти субъекта Федерации.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом местного самоуправления.

Общим правилом для всех уровней и видов выборов является их назначение только на выходной день - воскресенье.

2. Регистрация избирателей

Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех имеющих право голоса. Во втором случае включение в список избирателей осуществляется по инициативе самого гражданина.

3. Образование избирательных округов и участков

Избирательный округ - территориальная единица, образуемая в соответствии с определенной нормой представительства для проведения выборов властных институтов.

Разновидности избирательных округов:

  • одномандатный округ, от которого избирается один депутат;
  • многомандатный округ, от которого избираются несколько депутатов;
  • единый округ, включающий в себя всю территорию, на которой проводятся выборы.

При образовании избирательных округов должна соблюдаться единая норма представительства.

Избирательный участок - территориальная единица в границах избирательного округа, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов избирателей.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов

В его рамках формируется круг лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, губернаторы др.

Способы выдвижения кандидатов:

  • самовыдвижение, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа избирателей;
  • выдвижение группой избирателей;
  • выдвижение политическими партиями, которое может предполагать выдвижение, как отдельных кандидатов, так и их списков.

Одним из необходимых условий регистрации кандидата может быть сбор подписей в поддержку его выдвижения.

Избирательный залог - денежная сумма, вносимая, на этапе выдвижения кандидатов как условие их регистрации, которая возвращается в том случае, если кандидат наберет установленный минимум голосов (в процентах).

5. Предвыборная борьба

На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности вступают в острую конкурентную борьбу.

Особое место в числе этих мероприятий занимает разработка стратегии и тактики избирательной кампании.

Чтобы с пользой израсходовать собранные средства, необходимо иметь продуманную стратегию и тактику.

Предвыборная агитация - проводится в определенных хронологических рамках и может начинаться за определенное законом количество дней до даты голосования, со дня регистрации кандидатов.

Финансирование выборов включает расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов.

  • социологическая модель акцентирует внимание нафакторе социальной дифференциации;
  • в соответствии с социопсихологической моделью электоральный выбор определяется партийной идентификацией избирателей;
  • политико-коммуникативная модель строится на выделении в качестве определяющего такого фактора, как воздействие на электоральный выбор граждан собственно избирательной кампании;
  • модель рационального выбора основана на предположении, что электоральное поведение индивида определяется его стремлением к достижению собственных целей.
  1. Определение результатов выборов

Избирательная кампания завершается подсчетом голосов и определением результатов выборов.

Признание выборов состоявшимися или несостоявшимися зависит, в первую очередь, от числа принявших участие в выборах.

Субъектами избирательной кампании являются:

- кандидаты в органы власти, которые могут выдвигаться различными социально-политическими силами в соответствии с избирательным законодательством. В Российской Федерации право выдвижения кандидатов предоставляется политическим партиям и движениям, и в других избирательных мероприятиях; общественным организациям, группам избирателей, собравшим определенное количество подписей в поддержку кандидата или партийного списка.

Кандидаты в органы власти прямо или через помощников создают свою команду. Как правило, в ее состав входят следующие участники избирательной кампании.

- доверенные лица, основная функция которых состоит в том, чтобы расширить представительские возможности кандидата в избирательной среде, встречаясь с избирателями, говоря от имени кандидата.

- группа поддержки кандидата, задача которой состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах избирателей с кандидатами, при проведении дебатов между кандидатами и в других избирательных мероприятиях;

- агитаторы - особая группа членов команды, собравшим определенное количество подписей в поддержку которые должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и имидж кандидата;

- члены команды , осуществляющие связь со средствами массовой информации. Обеспечиваемый законом доступ кандидатов к СМИ может иметь различную эффективность в зависимости от профессионализма этих членов команды.

В команду кандидатов можно с определенной долей условности включить спонсоров, оказывающих материальную поддержку кандидатам в надежде реализации через них своих интересов. В нее также могут входить |представители партий, движений и частные лица -добровольцы, поддерживающие кандидата. Очень важным звеном команды кандидата в органы власти является группа социально-политической поддержки, функции которой заключаются в получении необходимой для кандидата объективной информации. Практика избирательных кампаний показывает, что без эффективной работы команды, как правило, при всех благоприятных условиях претензии кандидата на победу нереальны. Решающим участником выборов являются избиратели - люди, проживающие на территории избирательного округа и обладающие правом голоса. От их выбора зависит результат кампании. Рассмотрим более подробно действие субъектов избирательной кампании на каждом этапе (таблица 1).

Таблица 1. Действия субъектов на этапах избирательной кампании

Субъекты

Действия субъектов

1 нулевой

Кандидаты

Выбирают округ для выдвижения кандидатуры, набирает команду

2 подготовительный

Команда кандидата

Разрабатывает основную концепцию предвыборной программы и имидж кандидата

3 этап плановой работы

Команда кандидата

Распространяет листовки, брошюры и др. среди населения

4 финишная прямая

Кандидаты и его команда

Усиленно проводят свою компанию, ведут дебаты между кандидатами.

5 отчетный

Избиратели

избирательной компании

И, наконец, проведение выборов обеспечивается государственными структурами - избирательными комиссиями, органами власти, судами, роль которых заключается в создании организационно-правовой инфраструктуры избирательной кампании: соблюдение законности и организация регистрации кандидатов, “нарезка” избирательных округов и избирательных участков, оповещение избирателей о проводимых выборах, организация проведения выборов, слежение за соблюдением правовых норм при выборах, подведение их итогов, а также извещение избирателей о результате выборов.

Рассматривая участие в выборах с позиции кандидата, можно выделить предпринимаемый им и его командой ряд конкретных шагов, составляющих процедуру избирательной кампании (рис. 1).

Рисунок 1. Процедура избирательной кампании кандидата

3.Задача

Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовали 4% избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В - 5%, за партию С - 77%, за партию D - 1%, за партию N - 6%. Покажите, какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов, и объясните почему.

К распределению мандатов будут допущены партии B, С и N, так как в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.

Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные этапы избирательной кампании, которые, независимо от типа выборов, схожи.

После объявления о проведении выборов осуществляется выдвижение кандидатов, этот период заканчивается регистрацией кандидатов избирательной комиссией. Затем следует период предвыборной борьбы, который заканчивается голосованием Голосование может проводиться в один или несколько туров. После голосования наступает период подведения итогов выборов и включение избранного представителя в активную деятельность в рамках органа власти.

Подводя итоги, стоит отметить значение выборов в целом. Выборы — это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов государства и органов местного самоуправления, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Список использованной литературы

  1. Забурдаева Е.В. Политическая кампания: стратегии и технологии // Е. В. Забурдаева: Учебное пособие- М.: Аспект Пресс, 2012.
  2. Зиновьев А . В . Гарантии свободы выборов представительных органов власти в России / / Государство и право . М ., 2012 . N 1. С. 15-23
  3. Мальцев В. А.. Справочное пособие по курсу "Конституционное (государственное) право зарубежных стран": Учебное пособие для студентов-заочников. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета. — 328 с., 2011.
  4. Пугачев В.П. Введение в политологию / Пугачев В.П, Соловьев А.И. Учебник, 3-е изд., 2010. - 392с
  5. Сухарев А. Я. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2013.

    Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Самое обсуждаемое
Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского Музыкальный праздник в подготовительной группе ДОУ по сказкам Чуковского
Принцип деления Европы на субрегионы Принцип деления Европы на субрегионы
Какие растения растут в пустыне Какие растения растут в пустыне


top